Актуальность вопроса модернизации отрасли дорожного строительства не вызывает сомнений. Мы возводим по-новому здания, мосты, производим машины, оборудование, даже зубы ремонтируем с применением современных технологий. Но дорожное строительство в России остаётся крайне консервативной и, к сожалению, не сильно эффективной отраслью.
Традиционное строительство дорог в России сопряжено с активным расходованием энергии, материалов и других ресурсов. В ходе строительства дорог используются привозные материалы, такие как щебень и песок. Цены на эти материалы и их транспортировку оказывают существенное влияние на общую стоимость готовой дороги. Темпы строительства дорог по традиционной технологии уже не соответствуют современным требованиям экономики, а затраты на их обслуживание и реконструкцию уже сравнимы со стоимостью новых дорог.
В этой связи, вопрос в первую очередь изучения, и затем внедрения и применения технологий дорожного строительства отвечающим всем современным требования — этот вопрос, пожалуй, самый острый и насущный в современном дорожном строительстве. В рамках поиска ответа на этот вопрос, некоторые специалисты утверждают, что в настоящее время и в ближайшем будущем очень востребованной представляется технология укрепления и стабилизации грунтов.
В последние годы на российском рынке появились различные зарубежные «альтернативные технологии», которые по своей сути являются именно технологиями укрепления и стабилизации грунтов за той лишь разницей, что предполагают использование различных добавок к вяжущим или стабилизаторов.
Надо отметить, что технология укрепления и стабилизации грунтов известна и применяется уже более полувека. Кроме того, именно СССР был одним из мировых лидеров в разработке и внедрении таких технологий в дорожное и аэродромное строительство. Технология имела свои преимущества и недостатки и была интересна прежде всего для оборонного комплекса, но в народном хозяйстве по ряду причин (главная из которых отсутствие необходимой техники отечественного производства) в то время не заняла достойного места. В наши дни все эти проблемы отпали: линейка всей необходимой техники широко представлена различными производителями на российском рынке, разработаны ГОСТы, нормативы и рекомендации применения технологии. Таким образом, технология укрепления грунтов представляется очень перспективной в России!
Целью данной статьи является ознакомление с новой уникальной отечественной разработкой – модификатором «ДорЦем». Это экологически чистый материал, который применяется совместно с цементом и позволяет технологии укрепления грунтов стать универсальной и максимально эффективной. В данном случае под эффективностью мы понимаем повышение качества при значительном снижении (в 1,5-2 раза) затрат.
Стандартная дорога предполагает следующую конструкцию: грунтовое основание, основание и покрытие (слой износа) дорожной одежды.
Традиционно при строительстве дороги проводятся определённые земляные работы, затем работы по устройству основания, как правило, из дренажного слоя песка и слоя каменных материалов – щебня и затем устройство поверхностного слоя – слоя износа. Говоря о технологии укрепления грунтов с применением материала «ДорЦем», мы предлагаем отказаться от проведения такого количества традиционных земляных работ, отказаться от использования огромного количества привозных материалов для устройства слоя основания, а использовать для этого любой тип местного грунта. Пески, ПГС, суглинки, глины, загрязненные грунты, абсолютно любые местные грунты или отходы промышленного производства могут быть использованы в качестве строительного материала с применением материала «ДорЦем».
Кроме того, используя технологию «ДорЦем» вы сокращаете общую толщину конструкции дороги. Слой основания при использовании «ДорЦем» будет, в зависимости от категории дороги от 15-до 40 см. Снижение толщины слоя основания обусловлено тем, что слой грунта укреплённый цементом и «ДорЦем» в разы увеличивает зону распределения нагрузки от колес и снижает давление шин на грунтовое основание
Кроме того, снижается расход используемого асфальтобетона для устройства покрытия. Для слоя основания из укреплённого грунта достаточно устройство асфальтового покрытия толщиной 4-5 см. На дорогах низших категорий возможно устройство покрытий (слоя износа) из более дешёвых материалов. Не исключается возможность использования укрепленных грунтов в качестве покрытий, если речь идёт о временной технологической дороге.
Говоря о самом процессе строительства можно уверенно выделить плюс технологии укрепления грунтов с применением материала «ДорЦем»: процесс строительства очень быстрый, понятный и простой. Не вдаваясь в детали, по сути, для того чтобы построить основание дорожной одежды нам необходимо существующий грунт, перемешать с цементом и модификатором «ДорЦем», увлажнив его (при необходимости) до оптимальной влажности. Затем полученную смесь следует спрофилировать и уплотнить слой до требуемой плотности
Учитывая, что весь процесс механизирован мы получаем прочную износостойкую конструкцию дороги за минимальные сроки строительства. До километра дороги в день!
Модификатор «ДорЦем» в дорожном строительстве применим не только при укреплении грунтов при устройстве основания, но и в ремонте существующих дорог, построенных по традиционной технологии.
Традиционно при капитальном ремонте дорожного покрытия используется следующая технология: фрезерование существующего дефектного слоя асфальта с вывозом полученной асфальтной крошки и устройством новых слоёв асфальтобетона.
Такая технология ремонта очень популярна во всех регионах страны, хотя является очень затратной. Стоимость реконструкции по данной технологии уже сравнима со стоимостью строительства новых дорог.
Кроме того, данная технология представляет собой лишь временное средство решения проблемы, так как не укрепляет дорожное основание. А как известно, дефекты на асфальте (трещины, колеи, ямы) лишь последствия деформации и разрушения именно дорожного основания.
Применяя модификатор «ДорЦем» возможно в качестве основного строительного материала использовать асфальтную крошку, полученную из существующего асфальтового покрытия, т.е. использовать добавку при холодной регенерации асфальтобетонных покрытий. Учитывая всё вышесказанное можно выделить основные преимущества использования модификатора «ДорЦем» в сравнении с традиционной технологией.
• Сокращение затрат на строительство новых и восстановление старых дорог от 20% до 70%. Себестоимость одного квадратного метра в 1,5 -2 раза дешевле!
• Увеличение производительности до 1 км дороги в день.
• Отсутствие ограничений в выборе основного строительного материала.
• Сокращение затрат на обслуживание дороги.
• Строительство прочных износостойких дорог.
• Увеличение гарантийного срока эксплуатации дороги.
• Экологичность.
Использование модификатора «ДорЦем» позволяет строить более прочное, более гибкое и водонепроницаемое основание. «ДорЦем» повышает показатели предела прочности на сжатие, на разрыв, на изгиб укреплённых грунтов. Это все самые важные характеристики для ДОРОЖНОГО ОСНОВАНИЯ. Из любого местного грунта мы получаем, по сути, микроармированную, эластичную, износостойкую плиту в качестве ДОРОЖНОГО ОСНОВАНИЯ.
Эффективность применения технологии «ДорЦем».
-
Сокращение затрат на строительство дорог от 20% до 70%.
В сравнении с традиционной технологией строительства дорог, за счёт использования меньшего количества используемых материалов и за счёт сокращения требуемой толщины конструкции достигается значимый экономический эффект. -
Увеличение производительности до 1 км дороги в день.
Технология производства очень проста и максимально механизирована, что исключает фактор человеческой ошибки. -
Отсутствие ограничений в выборе основного строительного материала.
С использованием ДорЦем ДС-1, абсолютно любой тип грунта становится основным строительным материалом. Мы предлагаем отказаться от проведения традиционных земляных работ, отказаться от использования огромного количества привозных материалов для устройства слоя основания (таких как щебень, песок), а использовать для этого любой тип местного грунта. Глина, ил, пески, загрязненные грунты, абсолютно любые местные грунты или отходы промышленного производства могут быть использованы в качестве строительного материала с применением материала ДорЦем ДС-1. -
Увеличение гарантийного срока эксплуатации дороги, сокращение затрат на обслуживание дороги.
В сравнении с традиционной технологией строительства дорог, дороги, построенные по технологии ДорЦем ДС-1 имеют длительные сроки эксплуатации, которые в разы превосходят гарантийные сроки эксплуатации таких же дорог, построенных по традиционной технологии. Дороги, построенные по технологии ДорЦем ДС-1, значительно реже нуждаются в ремонте. -
Строительство прочных износостойких дорог.
Дороги, построенные по технологии ДорЦем ДС-1 более прочные, более гибкие, эластичные и водонепроницаемые. ДорЦем ДС-1 повышает показатели предела прочности на сжатие, на разрыв и на изгиб укреплённых грунтов. Улучшает их эластичность, и снижает водопроницаемость. Это все самые важные характеристики для ДОРОЖНОГО ОСНОВАНИЯ. Применение ДорЦем ДС-1 приводит к сокращению требуемой толщины конструкции дороги и сводит на нет вероятность трещинообразования.
Из любого местного грунта мы получаем, по сути, микроармированную эластичную, износостойкую плиту в качестве ДОРОЖНОГО ОСНОВАНИЯ.Обладает высокой прочностью и эластичностью
Выдерживает различные экстримальные температурные условия
Водонепроницаем и невосприимчив к кислотам и реагентам
Рис. Свойства грунтов, укреплённых ДорЦем ДС-1.
- Экологичность. Строительство дорог по технологии ДорЦем ДС-1 отвечает всем требованиям защиты окружающей среды. Материал ДорЦем ДС-1 абсолютно безвреден, он прошёл все необходимые испытания в России. Имеет соответствующее российское санитарно-эпидемиологическое заключение.