Первая половина 2016 года показала всю серьезность положения на российском рынке жилищно-коммунальных услуг. Чтобы оценить его, не нужно проводить сложных изысканий, достаточно, например, посмотреть на собираемость коммунальных платежей в регионах. Или почитать сводки новостей на эту тему. Например, в мае ООО «Котельная-Павшино» приостановило подачу горячей воды почти всему 54-тысячному району Павшинская пойма подмосковного Красногорска. Причина — задолженность управляющих компаний, сумма которой достигла 360 млн рублей. В целом же по России по итогам 2015 года недобор платежей за услуги ЖКХ составил почти 1 трлн рублей. «Кризис неплатежей» — эти слова вновь актуальны для отечественной коммунальной отрасли. Однако очевидные последствия кризиса могли быть куда мягче, если бы реформа российского ЖКХ не буксовала все последние годы.
Еще до того, как реформе был дан официальный старт, правительство и президент РФ называли те показатели эффективности, которые должны быть достигнуты в результате преобразований. Сегодня эти цифры вспоминают нечасто, но мы напомним одну из них — 40%. Именно на столько планировалось повысить энергоэффективность всего коммунального хозяйства страны, причем первоначально — в срок до 2020 года.
Достигнуты ли эти показатели? Вряд ли, да и счет никто не ведет, если не считать отдельных, «показательных» проектов и городов. Возможно ли было их достичь? Безусловно да, причем 40% — это относительно скромно. Современные технологии, которые уже давно и успешно применяются как в отечественном жилищном строительстве, так и при проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов, позволяют добиться более внушительных результатов. Но это только в том случае, если инновации применять повсеместно и комплексно, а не точечно и выборочно.
Что же нужно сделать? Прежде всего — повысить эффективность работы систем теплоснабжения. Тепло — единственный на сегодняшний день ресурс, который в российском ЖКХ, по сути, расходуется бесконтрольно, а учитывается как попало. Вернее, генерирующие компании считают отпущенное тепло аккуратно, ведь это их деньги. Но, как известно, нормальная бухгалтерия предполагает двойную запись, иначе свести баланс будет невозможно. И вот здесь начинаются проблемы: никто не знает реального теплопотребления российского жилого фонда, а значит, нельзя достоверно оценить ни потери при транспортировке тепла, ни уровень энергоэффективности потребителей.
Хромой учет
Законом «Об энергосбережении», который лежит в основе всех запланированных преобразований, регламентировано повсеместное внедрение учета всех потребляемых населением коммунальных ресурсов и уход от практики нормируемого потребления. Причем учет должен быть двухуровневым: на уровне объекта (жилого дома) и на уровне каждого субъекта — конечного потребителя.
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что не везде функционирует даже подомовой учет тепла. В некоторых городах до сих пор не оборудованы узлами учета до 30–40% многоквартирных зданий. О поквартирном учете можно и не говорить, поскольку его начинают централизованно внедрять только в отдельных регионах, например в новых районах Москвы, в Татарстане, в Омске.
Нужен ли вообще российскому ЖКХ персонифицированный учет тепла? Однозначно нужен, если у субъектов рынка коммунальных услуг действительно есть намерение достичь целей, обозначенных правительством и президентом. Никакая энергоэффективность невозможна без прямой экономической заинтересованности всех участников рынка, а она, в свою очередь, достижима только при наличии дифференцированного учета. Текущая экономическая ситуация делает этот вопрос еще более актуальным, поскольку экономия означает сокращение массы непогашенных долгов за «коммуналку» для ее «кредиторов» и облегчение бремени платежей для «должников».
Таким образом, чтобы учет начал работать и приносить результаты, он должен уверенно встать на обе ноги, то есть получить подомовую и поквартирную составляющие.
Нет ничего невозможного
Наиболее серьезным препятствием на пути поквартирного учета принято считать исторически преобладающую в жилищной застройке вертикальную однотрубную схему разводки отопительных систем. Действительно, при такой схеме теплосчетчик на вводе каждой квартиры не установишь, поскольку такого ввода попросту нет. Однако существует иное техническое решение данной проблемы.
В основе этого решения лежит мысль о том, что вовсе не обязательно считать потребление тепла каждой квартирой в абсолютных единицах. Достаточно знать общедомовое потребление за месяц и долю каждой квартиры в этом потреблении, выраженную в относительных единицах. Как оказалось, вычислить эту долю не так уж и сложно, и для этого даже не нужен классический расходомер.
На поверхность каждого отопительного прибора в квартирах жестко крепится электронный счетчик-распределитель с автономным элементом питания. Он состоит из термодатчика, измеряющего температуру поверхности радиатора в каждый момент времени, и электронного блока, фиксирующего результаты измерений в динамике и накапливающего их. Зная мощность всех отопительных приборов в доме, можно без труда, по динамике изменения температуры их поверхности, определить долю каждого радиатора в общем теплопотреблении за месяц.
Естественно, одновременно с регистраторами отопительные приборы должны оснащаться автоматическими радиаторными терморегуляторами. Это позволит потребителям самостоятельно контролировать и регулировать свое теплопотребление и температуру воздуха в каждом помещении.
Данные с регистраторов могут сниматься как в ручном режиме, так и дистанционно, по радиоканалу. В последнем случае результаты измерений могут, через каскад этажных и подъездных коммутационных устройств, передаваться через интернет непосредственно на компьютер расчетного центра. Здесь специальная программа фиксирует полученные показания и вносит их в базу данных. Доля стояков в теплопотреблении, в зависимости от проекта здания, составляет 20–35% и при расчетах относится на общедомовое потребление, которое делится между жильцами по традиционной схеме — пропорционально площади квартир.
Такая схема учета и дает ту самую прямую экономическую мотивацию, о которой шла речь выше. Как показывает уже накопленный в России опыт, рачительные собственники жилья, имеющие в своем распоряжении поквартирный учет и радиаторные терморегуляторы, в некоторых случаях добиваются 60–70% экономии тепла по итогам отопительного сезона.
Свою эффективность поквартирный учет тепла с использованием радиаторных распределителей доказал на примере многих реализованных в нашей стране проектов. Например, эта технология была массово внедрена при застройке московского жилого микрорайона Некрасовка и при строительстве 17-этажных домов на улице Милашенкова. В рамках капитального ремонта в старом жилом фонде на поквартирный учет была переведена часть домов в столичных районах Черемушки, Басманный, Медведково; на Арбате и некоторых других улицах. Кроме того, данный метод учета используется некоторыми ТСЖ и управляющими компаниями в Казани, Перми, Новгороде, Санкт-Петербурге, Уфе, Омске, Челябинске, Азове и ряде других российских городов. Система учета сертифицирована в России, внесена в реестр средств измерений и допущена к использованию в качестве стандартного технического решения.
Посчитали — начали экономить
Экономией тепла на уровне квартир потенциал энергосбережения в жилом доме далеко не исчерпывается. Для его полной реализации необходимо предпринять еще ряд мер, помимо установки приборов учета и радиаторных терморегуляторов на отопительных приборах.
Прежде всего, следует перевести многоквартирные дома на регулируемое потребление тепла. Ведь появление терморегуляторов в квартирах означает, что подача теплоносителя на тепловых вводах зданий также должна регулироваться. В противном случае теплосеть выйдет из температурного графика. Поэтому в тепловых узлах домов устанавливаются автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) или автоматизированные насосные узлы управления подачей теплоносителя (АУУ). Первое решение предполагает наличие теплообменника в домовом контуре отопления, а иногда также переход на схему с приготовлением горячей воды для системы ГВС непосредственно в тепловом узле здания. Второе — управление подачей тепла путем прямого подмеса теплоносителя из квартальной или городской теплосети. В обоих случаях для управления подачей тепла используется автоматика с погодозависимым регулированием, что позволяет управлять системой наиболее точно, а не исходя из усредненного по городу метеорологического прогноза.
Второй этап — балансировка отопительной системы здания по стоякам, то есть установка на каждом стояке автоматических регуляторов перепада давления (автоматических балансировочных клапанов) с целью обеспечения оптимального гидравлического баланса в системе. Эта мера позволяет гарантировать равномерную подачу тепла во все помещения и избежать ситуаций с возникновением локальных «перетопов» и «недотопов».
Помимо модернизации системы отопления, в старом жилом фонде необходимо обеспечить соответствующий современным требованиям уровень теплоизоляции ограждающих конструкций дома. Это достигается утеплением подвалов и чердаков, использованием навесных вентилируемых фасадных систем, установкой энергосберегающих окон, организацией в подъездах двойных тамбуров и установкой дверных уплотнителей и доводчиков.
В сумме все указанные мероприятия обеспечивают в среднем 40–45% экономии тепла (а иногда и больше), что как раз соответствует «сверхзадаче», стоящей перед российским ЖКХ.
На уровне города означенные мероприятия позволяют отказаться от схемы распределения тепла через центральные тепловые пункты (ЦТП), поскольку они просто не нужны при наличии собственного теплового пункта в каждом здании. А это дополнительные 10–15% экономии тепла и капитальных затрат.
Где взять деньги
Это самый главный вопрос, но он также решаем, причем довольно просто. Очевидно, что введенная недавно схема финансирования капитальных ремонтов в жилом фонде работает не совсем так, как планировалось. С одной стороны, это обусловлено отсутствием прозрачности в вопросах распределения средств, с другой — высокими показателями инфляции цен и девальвации денежной массы.
Однако существует иное решение, которое на сегодняшний день также широко известно и успешно применяется в России. Речь идет об энергосервисе. Энергосервисный контракт — это особая форма инвестиций, позволяющая привлечь для ремонта дома сторонние средства. Возвращать их инвестору будет энергосервисная компания за счет экономии тепла, полученной в результате реализации контракта. Жильцы при этом не ощущают никакой дополнительной финансовой нагрузки.
Энергосервис позволяет осуществлять модернизацию ЖКХ вообще за рамками государственных и муниципальных программ капитального ремонта. Таким образом, помимо решения основной задачи, то есть повышения энергоэффективности коммунального хозяйства, с эксплуатирующих и властных структур снимается организационная нагрузка по координации реформы. Кроме того, граждане получают инструменты для самостоятельного решения своих коммунальных проблем, что в значительной степени снижает социальную напряженность.
Для решения имеющихся в ЖКХ многочисленных проблем, включая низкую энергоэффективность, нарастающий кризис неплатежей, нехватку средств на капитальный ремонт и др., не нужно «изобретать велосипед». Все технические и организационные рецепты уже есть и прошли проверку временем. Единственное, что требуется — преодолеть инерцию и начать использовать готовые рецепты эффективности.