Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

Потребителей пугают грядущими платежами за лишнюю мощность: новое постановление от Минэнерго породило много слухов

11.02.2019
 

Потребителей пугают грядущими платежами за лишнюю мощность: новое постановление от Минэнерго породило много слухов

Но при этом не озвучивается, что нововведение, предложенное Минэнерго, касается не всех потребителей. Плату планируют брать только с тех, кто ежемесячно использует свою мощность менее чем на 60%. Если предприятие стабильно задействует резерв, скажем, на 62% (то есть не используется 38%), его вопрос оплаты уже не касается.

К экспертам по повышению экономичности уже неоднократно обращались клиенты с вопросами относительно проекта Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии».
По словам руководителей нескольких крупных производственных предприятий Урала, сотрудники сетевых организаций обращаются к ним с предложением бесплатно отказаться от лишней резервируемой мощности. Главный аргумент в пользу такого поступка – подготовленный Минэнерго РФ проект, согласно которому потребителей заставят платить за неиспользуемые резервы.
На портале «Энергетика и промышленность России» опубликована статья «Плата за резервы угрожает бизнесу», в которой эксперты сообщают:
«Рассматриваемый Проект в первую очередь коснется потребителей с максимальной мощностью более 670 кВт, к которым относятся крупные промышленные предприятия. Необходимость резервирования мощности для таких потребителей обусловлена нормативными требованиями к безопасности и надежности электроснабжения производственных объектов, что исключает возможность отказа от максимальной мощности. Необходимо оценить финансовые последствия для таких потребителей от введения данной инициативы с учетом возможности оптимизации ими графика загрузки. Далее, потребители, имеющие первую или вторую категорию надежности, по соображениям безопасности должны быть подключены к двум источникам электроснабжения. Это означает, что фактически потребляемая мощность не может составлять больше половины присоединенной максимальной мощности, иначе требования по промышленной безопасности не будут соблюдены. Соответственно, для таких потребителей оплата необходимого резерва сетевой мощности становится обязательной даже при полной загрузке одного из источников энергоснабжения

Ситуацию комментирует наш эксперт по повышению экономичности энергоснабжения предприятий Мотаев Александр Александрович:
«Мне кажется, что так называемые «эксперты» передёргивают. Ведь по Проекту Постановления Правительства РФ потребитель попадает под условие оплаты неиспользуемого резерва в случае, если по итогам годового периода объем резерва в каждый месяц такого периода составлял более 40% от максимальной мощности (то есть фактический объем потребления мощности в каждый месяц такого периода составлял менее 60% от максимальной мощности). А таких потребителей не так уж и много. Да и пару раз в год всегда можно нагрузить оборудование так, чтобы это условие формально не выполнялось. Кроме того, можно и отказаться от части резерва мощности (например, от 5-10%) так, чтобы в последующем это условие опять же НЕ выполнялось».
Мы рекомендуем не принимать предложения, поступающие от сетевых организаций, по следующим причинам:
1.    Нововведение, предложенное Минэнерго, касается не всех потребителей. Плату планируют брать только с тех, кто ежемесячно использует свою мощность менее чем на 60%. Если предприятие стабильно задействует резерв, скажем, на 62% (то есть не используется 38%), его вопрос оплаты уже не касается.
2.    Постановление пока не принято. В ходе работы над документом может измениться «граница платы», например, вместо 40% установят предел «неиспользования» мощности, равный 45% (или 30%, или 50%). Принимать решение о необходимости избавиться от лишних мощностей пока преждевременно.
3.    Если желание отдать излишков все же есть, то не стоит отдавать всю мощность. Передать сетевым организациям можно 5-10%, чтобы оставить себе запас мощности, который уложится в «границу платы».
4.    Лучше не отдавать даром, а провести переуступку мощности, и не обязательно в адрес сетевой организации. Это позволит не только сэкономить на плате за резервы, но принесет прибыль от продажи мощности.

Выдержка из Проекта Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии» приводится ниже
Минэнерго планирует:
3. Обязать потребителей оплачивать неиспользуемый резерв, в случае, если фактический объем потребления мощности ежемесячно составлял менее 60% от максимальной мощности (то есть оплачивать резерв будут только те, кто использует свою мощность менее чем на 60%)).
И при этом если в текущем расчетном периоде ситуация не изменилась (то есть потребитель не начал потреблять больше электроэнергии, не перераспределил и не отказался от имеющихся резервов в пользу других потребителей), тогда плата за услуги по передаче электроэнергии для такого потребителя увеличивается на определенный процент от стоимости объема резерва.
До 1 января 2020 года указанный процент оплаты резерва составит 5%.
С 1 января 2020 по 1 января 2021 год — 10%.
В этот период база тарифа на услуги по передаче электрической энергии не меняется. Это подготовительный период для сбора информации регулятором по смене базы тарифного регулирования.
2. Обязать сетевую организацию регулярно анализировать неиспользуемые потребителями резервы.
Согласно проекту сетевые организации будут на регулярной основе проводить анализ неиспользуемых потребителями резервов.
Такой анализ осуществляется сетевой организацией в отношении всех потребителей электрической энергии (мощности), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, в соответствии со следующими принципами:
— объем резервируемой мощности определяется для каждого расчетного периода (месяца) как разность максимальной мощности, зафиксированной в документах о технологическом присоединении, и фактической сетевой мощности;
— для потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, для которых отсутствует требование по обеспечению почасового учета электроэнергии, объем фактической сетевой мощности определяется расчетным способом.
3. Регуляторы по итогам каждого периода регулирования будут корректировать необходимую валовую выручку сетевой организации, исключая средства за оплаченный резерв и  тем самым снижая котловые тарифы на услуги по передаче в следующем периоде регулирования всем потребителям.
Сетевые организации будут обязаны на постоянной основе вести мониторинг имеющегося резерва у всех потребителей и направлять информацию об оплаченном объеме резервируемой мощности в адрес регулятора.
С 1 января 2021 года коэффициент оплаты резерва составит 15%. Объем оплаты резервируемой максимальной мощности начинает учитываться в тарифном регулировании сначала регулирования (оплачиваемый резерв учитывается в базе тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
С 1 января 2022 — 20%
С 1 января 2023 — 60%
В отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств), заявка на технологическое присоединение которого подана после 1 июля 2019 года, оплачивается весь объем резервируемой максимальной мощности за расчетный период вне зависимости от величины резервируемой максимальной мощности в текущем и предшествующих расчетных периодах.
В проекте также:
•    описаны сроки и способы взаимодействия субъектов рынков и регулятора по вопросам получения информации об имеющихся резервах мощности потребителей.
•    уточнен порядок определения фактической сетевой мощности потребителей в случаях наличия транзитных потребителей, заключения договоров на оказание услуг по передаче с несколькими сетевыми организациями, включая организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, введения полного ограничения потребления электроэнергии и начала и (или) окончания оказания услуг по передаче в течение месяца.
•    регламентирован порядок определения сетевой организацией максимальной мощности потребителя для целей расчета резервируемой, но неиспользуемой мощности в случае, если информация о максимальной мощности отсутствует в документах о технологическом присоединении, и потребитель не обращается в установленном порядке за восстановлением документов о технологическом присоединении.
•    корректируется порядок оплаты услуг по передаче потребителями с собственной генерацией, резервируемые из сетевой инфраструктуры.

Появились вопросы? Свяжитесь с нами: тел.: +7 912 28-000-52, e-mail: motaev@kwexpert.ru

Новости