Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

Энергоэффективность как пространственный фактор инновационной модернизации региональной экономики

26.11.2017
 

Инновационная модернизация региональной экономики зависит от ряда пространственных факторов, одним из которых является обеспченность энергетическими ресурсами. Региональные особенности связаны с тем, что по обеспеченности такими ресурсами имеет место большая дифференциация российских регионов. Однако, учитывая высокую энергоемкость ВРП, присущую всем субъектам РФ, повышение энергоэффективности за счет экономии энергоресурсов на основе инноваций является важной составляющей инновационной модернизации региональной экономики. Так, в Евросоюзе оптимизация процессов энергосбережения приносит реальные результаты как с точки зрения экономики городов и регионов, так и с позиции экологической обстановки (сокращается использование энергоресурсов, что ведет к сокращению их производства и, как результат, сокращаются выбросы, сопутствующие производству энергоресурсов) [2]. Региональная политика, проводимая правительством и субъектами Российской Федерации, направлена на поддержку и развитие региональной экономики путем повышения энергоэффективности и экономии энергетических ресурсов субъектами хозяйствования.

Региональная политика, рассматриваемая как сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием регионов в пространственном и региональном аспекте, отражает взаимоотношения между государством и регионами в области эффективного потребления энергетических ресурсов. Региональная политика в области энергосбережения — это комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному использованию энергетических ресурсов. Такая региональная политика проводится как центральными, так и местными органами власти.

Основы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности определены в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. За последние годы энергетическая отрасль претерпела серьезную модернизацию, что дает свои результаты. Реализованы и продолжают разрабатываться различные программы энергосбережения как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В этих программах важную роль занимают мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности. Внедрение иновационных энергоэффективных технологий — одна из ведущих мировых тенденций. Использование современных разработок в ресурсосбережении, которые активно применяются в европейских странах, позволяет существенно сэкономить энергетические ресурсы. Однако в России подобные инновационные решения применяются пока не достаточно широко.

Недоиспользуемый потенциал энергосбережения в России на данный момент еще очень велик. Инновационные технологии повышения энергоэффективности и энергосбережения применяются в различных отраслях региональной экономики. От этого напрямую зависит экономический рост как на уровне региона, так и страны в целом: нехватка энергии может стать существенным сдерживающим фактором развития. С одной стороны, ресурсов в России достаточно для дополнительного выпуска энергии с целью обеспечения роста по отраслям, а с другой — затраты на дополнительный выпуск и транспорт энергии очень велики. Вывод — необходима строгая политика по внедрению инновационных технологий с целью повышения энергоэффективности всех отраслей, что приведет к высвобождению необходимых объемов энергии для дальнейшего роста. Хорошо понимая эту проблему правительство нашей страны придало стратегии повышения энергетической эффективности экономики России статус одной из важнейших государственных задач [3].

Энергосбережение и энергоэффективность — это разные понятия. Энегосбережение — это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Другими словами — это деятельность по организации эффективного использования энергоресурсов. Энергоэффективность — это комплекс характеристик, отражающих отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому ресурсу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю [1]. Энергоэффективность — это технико-экономический показатель, который показывает насколько высока эффективность использования энергии для того или иного процесса. На практике для оценки энергоэффективности применяются показатели энергоемкости. 

Политика по повышению энергоэффективности региона предполагает комплекс инновационных мероприятий, направленных на сбережение энергии, реализуемых субъектами хозяйствования региона в экономической и социальной сферах. Основные потребители энергоресурсов концентрируются в городах. В этой связи уровень и характер территориального энергопотребления меняется в зависимости от принятых государственных решений по поводу пространственной структуры поселений и расположению объектов хозяйствования на территории поселений, которые формируют пространственные энергетические взаимосвязи. Между тем в большинстве случаев проблемы энергосбережения в городах сегодня рассматриваются только в контексте общих вопросов экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Необходимо учитывать специфику различных субъектов энергопотребления и дифференцировать мероприятия по повышению энергоэффективности в соответствии с данной спецификой.

Классификация вышеуказанных субъектов может быть выполнена на основе группировки этих субъектов: административные, социальные, производственные (схема 1). 

 

При более глубоком рассмотрении на втором уровне субъекты социальной сферы можно подразделить на социально-культурные (поликлиники, больницы; театры, музеи, спорткомплексы и т.д.), жилищно-коммунальные (управляющие компании, ТСЖ, ЖКХ) и образовательные (средние образовательные школы, детские сады) (схема 2).

 

image.png

 

Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в зависимости от источника экономии подразделяются на три группы:

• Экономия топлива;

• Экономия электрической энергии;

• Экономия тепловой энергии.

В настоящее время наименее исследованными являются мероприятия по повышению эффективности использования тепловой энергии. А на практике такие мероприятия стали использоваться в последние 5-7 лет. Разработке мероприятий по увеличению энергоэффективности предшествует проведение энергетического обследования или энергоаудита. Энергоаудит — это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергоэффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте объекта [4].

Таким образом энергопотребителями являются субъекты региональной экономики, а мероприятия по повышению эффективности потребления ресурсов должны стать их ключевой стратегией развития в краткосрочном и среднесрочном периоде. Практика отдельно взятого субъекта социальной сферы, например, средняя образовательная школа, свидетельствует что грамотно спроектированный и правильно реализованный комплекс мероприятий по повышению энергоэффективности приводит к существенным результатам в виде экономии финансовых средств. Например, в рамках реализации программы по повышению энергоэффективности на объектах образования в средних образовательных школах №101 и 483 Выборгского района г.Санкт-Петербурга были установлены автоматические системы оптимизации теплопотребления. Результатом данных мероприятий послужила экономия в виде общего экономического эффекта в 62 988 рублей (при стоимости 793 рубля за Гкал). Таким образом, проведенные на средних образовательных школах Выборгского района города Санкт-Петербурга мероприятия по энергосбережению привели к экономии потребления энергоресурсов на 41% [5]. Таким образом, направленность региональной политики в сторону повышения энергетической эффективности ведет к реальной экономии бюджетных средств и денежных средств у субъектов хозяйствования.

Общая концепция повышения энергоэффективности должна учитывать специфику энергосберегающих мероприятий для отдельных групп субъектов хозяйствования в соответствии с указанной выше классификацией. 

К числу наиболее эффективных инноваций в сфере энергосбережения могут быть выделены следующие. 

• Для жилого фонда: установка блочных индивидуальных тепловых пунктов с функцией погодного регулирования, организация независимой системы отопления таких объектов. Данные мероприятия позволяют оптимально и оперативно обеспечить комфортное и экономичное потребление тепловой энергии в зависимости от внешних климатических факторов — максимально быструю реакцию на изменение температуры внешней среды, что позволяет избежать так называемых «перетопов». 

• Для производственных предприятий: измерение расхода ресурсов на выполнение конкретной производственной задачи, постоянный мониторинг и регулярный анализ возможностей использования современных технологий для ресурсосбережения. Таким образом управленцы производствевенных процессов получают прозрачную картину по полной ресурсной себестоимости каждого производственного процесса по отдельности, что позволяет обеспечить оптимальные модернизации, применяя инновационные технологии по экономии ресурсов именно для тех технологических процессов, где они наиболее необходимы.

• Для социально-образовательных и социально-культурных объектов: применение оптимального графика погодного регулирования позволяет оптимизировать и суточное потребление тепловой энергии — в связи с тем, что необходимость круглосуточного обеспечения теплом и горячей водой на таких объектах отсутствует эффективно применять определенный температурный график, занижающий температуру энергоносителей до минимально возможных значений в вечернее и ночное время.

Оценивая воздействие комплексных мероприятий по энергосбережению на основе инноваций на региональную экономику можно отметить следующее. Оптимизация использования энергоресурсов на объектах ЖКХ приводит в среднем к их экономии в 20-25%. Объекты социальной сферы, где существует возможность обеспечить на ряду с погодным суточное регулирование теплопотребления дают экономию энергоресурсов в среднем в 40%. Производственные предприятия, на которых проводится анализ и оптимизация потребления энергетических ресурсов, экономят до 50% таких ресурсов ежегодно. В среднем по регионам России эффект от проведения мероприятий по энергосбережению оценивается в 35-40% экономии энергетических ресурсов в год, что свидетельствует о высокой значимости инноваций в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности для региональной экономики [5].

ТАЛЮКИН Даниил Александрович

Заместитель коммерческого директора ЗАО «ТЕРМОТРОНИК»

Литература

1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

2. Кауппила В. Опыт Финляндии в управлении и модернизации жилфонда // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2001. – № 10. – С. 98–105.

3. Web: Minenergo.gov

4. Шумилов И.А. Методическое пособие к семинару по проведению энергетического обследования потребителей. Теплотехническая чатсь / И.А.Шумилов. — Спб. : Изд-во Политехн.ун-та, 2011. — 59с.

5. Д.А. Талюкин Приборный учет энергоресурсов — экономический эффект // Энергетика Энергосбережение Экология №8, И., 2009г.- С.24

Новости