Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

Минэнерго России опубликовало проект «О проведении конкурентных отборов мощности по реконструкции (техническому перевооружению,модернизации) тепловых электрических станций»

05.07.2018
 

В целях привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики с учетом сдерживания роста тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции предлагается запустить конкурсный механизм отбора проектов реконструкции (технического перевооружения, модернизации) тепловых электрических станций, используя отечественное (локализованное) оборудование.

В качестве основного критерия отбора проектов предлагается минимизация стоимости для потребителей – критерием отбора проектов модернизации генерирующего оборудования в рамках конкурентной процедуры будет величина удельных совокупных затрат на производство электрической энергии, включающих в себя приведенные к единице выработки переменные и условно-постоянные затраты — одноставочная цена (или LCOE в мировой литературе), при этом модернизируется оборудование старше 40 лет эксплуатации, с высокой востребованностью в энергосистеме, выработавшее свой парковый ресурс.

Таким образом, при конкурсном отборе выбираются производители, формирующие минимальные затраты на приобретение энергетического оборудования, с минимальными условно-постоянными затратами, способные конкурировать с иными поставщиками во всех секторах торговли энергоресурсами – поставкой электрической энергии, мощности, продажи тепловой энергии.

Проект модернизации в обязательном порядке должен содержать в себе работы, связанные с модернизацией турбинного и/или котельного оборудования (для которых Правительством устанавливается предельный уровень капитальных затрат, не превышающий 120% эталонных типовых затрат) и может быть дополнен ограниченным перечнем сопутствующих мероприятий (замена генератора, градирни, паропроводов, установка электрофильтров и дымовой трубы) – в рамках эталонных типовых затрат.

По итогам конкурсного отбора предлагается заключение юридически обязывающих документов, гарантирующих инвестору возврат инвестиций с доходностью и фиксирующих обязательства поставки мощности на период 16 лет с соответствующими финансовыми санкциями за невыполнение таких обязательств.

Оплата мощности отобранных проектов в течение первых двенадцати месяцев осуществляется только по заявленным условно-постоянным затратам, а начиная со второго года поставки в течение 15 лет с учетом возврата капитальных затрат, базовая доходность по проектам установлена на уровне 14%, с корректировкой по методике Минэкономразвития России, таким образом контракты заключаются на 16 лет. При текущем уровне доходности государственных ценных бумаг федерального займа фактическая доходность по проектам составила бы порядка 10-11%, снижение волатильности финансового сектора будет дополнительно снижать уровень доходности проектов модернизации тепловых электростанций.

Первые отборы проектов модернизации будут проведены в 2018 году сразу на 3 летний период (с началом поставки 2022-2024) для формирования долгосрочных планов, в том числе в отношении загрузки отечественного машиностроительного комплекса. Ежегодная квота на отбор проектов не более 4 ГВт (3,2 ГВт и 0,8 ГВт в первой и второй ценовой зоне соответственно) и с ограничением совокупного объема проектов модернизации – в соответствии с указанным механизмом до 2035 года может быть модернизировано до 39 ГВт тепловых электрических станций общей стоимостью не превышающей 1350 млрд. рублей.

Механизм реализации инвестиционных проектов модернизации определен с учетом предложений Правительства по распределению источников на различные типы энергетического оборудования (АЭС, ГЭС, ВИЭ, развитие сетевого комплекса), который не приведет к превышению ежегодных темпов роста цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для потребителей над инфляцией, и базируется на консервативном прогнозе прироста электропотребления в стране на уровне около 0,5% ежегодного и снижении инфляции – с 4% в 2018 году до 2% в 2027 году.

С учетом накопленного опыта реализации механизмов привлечения инвестиций в электроэнергетике предлагается установить требования по локализации производства нового генерирующего оборудования, на уровне не менее 90%. Предусмотрена разработка Минпромторгом России методических указаний по определению степени локализации. В случае невыполнения требований по локализации мощность таких проектов в рамках инвестиционных договоров оплачиваться не будет.

Согласно предлагаемого механизма конкурсный отбор проектов модернизации проводится организациями коммерческой и технологической инфраструктуры и результаты утверждаются Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики, которая вправе дополнить перечень отобранных проектов дополнительными мероприятиями по модернизации, не превышающими 10% совокупного объема на соответствующий период.

В целях продления надежной эксплуатации иной тепловой генерации (порядка 100 ГВт) проектом предусмотрено увеличение горизонта планирования в электроэнергетике:

перейти к модели проведения конкурентных отборов мощности на 6 лет вперед (в настоящее время 4 года вперед) и до 15 декабря 2018 года провести конкурентные отборы мощности на 2022-2024 гг. включительно;

для конкурентных отборов мощности, проводимых в 2018 цена в первой и второй точке спроса на мощность для каждой ценовой зоны оптового рынка определить равной соответствующей цене, установленной для 2017 года, увеличенной на 6 % для конкурентного отбора на 2022 год, на 13 % для конкурентного отбора на 2023 год, на 20 % для конкурентного отбора на 2024 год и проиндексированной в соответствии с индексом потребительских цен за 2017 год;

для конкурентного отбора мощности, проводимого в 2019 году и последующие годы цена в первой и второй точке спроса на мощность для каждой ценовой зоны оптового рынка определять равной соответствующей цене, определенной для предшествующего конкурентного отбора мощности, проиндексированной в соответствии с индексом потребительских цен за предшествующий год.

Это позволит в долгосрочном периоде покрыть существующее потребление электрической энергии, не прибегая к крупномасштабному отвлечению денежных средств на проекты по новому строительству объектов генерации. По оценкам Минэнерго России, возможное увеличение цены мощности в ходе отбора действующих генерирующих мощностей может составить в 2021 — 2035 гг. до 786 млрд. рублей.

Механизм привлечения инвестиций предусматривает в том числе возможность модернизации и нового строительства тепловых электростанций на территориях Дальневосточного федерального округа, в качестве источника оплаты Правительством предусматривается определение отдельной инвестиционной надбавки к цене на мощность электростанций, функционирующих в первой и второй ценовой зоне. При этом совокупные расходы на такие мероприятия учитываются в рамках инфляционного роста для потребителей соответствующих территорий. Определение объектов модернизации (нового строительства) предполагается Правительственной комиссией по предложению Минэнерго России.

Ознакомиться с размещенным проектом можно по ссылке:
https://regulation.gov.ru/projects#npa=77371

Новости