Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

НБКИ: почти 80% граждан, являющихся злостными неплательщиками за услуги ЖКХ, с нарушениями обслуживают и свои кредитные обязательства

03.03.2017
 

При этом передача сведений в НБКИ стимулирует должников к выполнению обязательств перед предприятиями ЖКХ.

В соответствие с принятыми в 2014 году поправками в 218-ФЗ «О кредитных историях»[1], право на передачу сведений в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) получили организации – поставщики коммунальных услуг. По состоянию на 01.07.2016 года своим правом передавать сведения о злостных неплательщиках за ЖКУ воспользовались более 50 поставщиков из 10 регионов РФ, которые передали в НБКИ сведения о более чем 6 тыс. гражданах, в отношении которых имеется не исполненное в 10-дневный срок судебное решение о взыскании долга за поставленные услуги. При этом средний размер долга за ЖКУ, подлежащего взысканию, составляет 44 521 руб.

Также стоит отметить, что, по мнению поставщиков ЖКУ, передача данных в НБКИ стимулирует злостных должников к выполнению обязательств. Дело в том, что наличие информации о просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг, неисполненной по решению суда, ухудшает состояние кредитной истории данных граждан. Что, в свою очередь, затрудняет им доступ к кредитным ресурсам.

При анализе поступивших сведений выяснилось, что более 70% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными заемщиками: в среднем такой гражданин получал 9 кредитов, из которых 3 являются активными в настоящее время. При этом платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,83% злостных неплательщиков за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Таким образом, активные в настоящее время кредиты без нарушений обслуживают лишь 21,17% человек, а с учетом уже закрытых кредитов доля добросовестных заемщиков составляет 10,12%.

Наиболее популярные у злостных неплательщиков за ЖКУ типы кредитов – потребительские кредиты и кредитные карты, на них суммарно приходится 95,97% активных кредитов. Хуже всего должники за ЖКУ оплачивают автокредиты – по 95,24% активных автокредитов зафиксированы просрочки. Примечательно, что займы МФО эта категория заемщиков обслуживает относительно дисциплинировано – просрочки зафиксированы лишь по 8,33% активных займов. В целом структура активных кредитов должников за ЖКУ и качества их обслуживания представлена в таблице 1.

«Передача данных о долгах граждан за коммунальные услуги – важный первый шаг к повышению платежной дисциплины, — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Первые результаты применения данной новеллы законодательства говорят о ее полезности, как для кредиторов, так и для поставщиков услуг. Мы считаем, что эта инициатива может быть расширена в сторону передачи в НБКИ положительной информации о платежной дисциплине россиян. Это позволит кредиторам учитывать добросовестность большинства заемщиков для более точной оценки кредитного риска и, соответственно, для установления более справедливых условий розничного кредитования».

«Ситуация с платежной дисциплины в сфере ЖКУ, к сожалению, остается стабильно неудовлетворительной, — говорит координатор проекта «Надежный партнер» Андрей Романчук. – Так, на розничном рынке электроэнергии, на конец 1 квартала 2016 года, задолженность составила 215,7 млрд рублей, задолженность за тепловую энергию приблизилась к цифре 214 млрд рублей, а общая сумма задолженности потребителей варьируется в районе 850 млрд рублей, при этом процент задолженности физических лиц в структуре долгов перед гарантирующими поставщиками электроэнергии занимает примерно 25-30%, а 20% из нее является просроченной. По тепловой энергии можно привести пример города Ярославль, где на прямых расчетах с «ТГК-2» находятся 85.5% населения, из них просроченную задолженность имеют 8%, которые составляют более 37% от общей суммы дебиторской задолженности. Активная работа поставщиков услуг с НБКИ может и должна улучшить ситуацию в отрасли. Поэтому мы призываем предприятия топливно-энергетического комплекса и поставщиков услуг ЖКХ активизировать контакты с НБКИ в вопросах передачи сведений о злостных неплательщиках. Считаем эту работу полезной и важной как для всего топливно-энергетического комплекса и предприятий ЖКХ, так и для кредитного рынка».

Таблица 1. Структура кредитных обязательств и платежная дисциплина злостных неплательщиков за ЖКУ

Тип кредита

Доля в структуре кредитных обязательств (по количеству кредитов)

Доля кредитов, обслуживаемых с нарушением графика

Потребительский кредит

62,20%

78,10%

Кредитная карта

33,77%

62,81%

Заем МФО

0,71%

8,33%

Автокредит

1,24%

96,87%

Ипотека

1,36%

65,22%

Предпринимательский кредит

0,71%

83,33%

В среднем по всем типам кредитов

72,51%

Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») создано в марте 2005 года. В число акционеров бюро входят крупные банки и международные компании CRIF и TransUnion. Основное направление деятельности создание единого центра хранения и обработки всей информации, необходимой для принятия кредитных решений. По состоянию на 1 апреля 2016 года Бюро консолидирует информацию о 184 млн кредитов, выданных свыше 3800 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ. В НБКИ хранится информация о 77 млн заемщиков. Бюро предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки рисков, прогнозной аналитики.

Сайт: www.nbki.ru. Cтраница НБКИ в фейсбуке: https://www.facebook.com/nbki.ru.

Контакты: Константин Дробышев, руководитель пресс-службы НБКИ +7 (495) 221-78-37, доб. 161, + 7 (903) 782-08-92, e-mail: KDrobyshev@nbki.ru

Проект «Надежный партнер» создан 2014 году с целью координации усилий ресурсоснабжающих организаций в области укрепления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Основными участниками Проекта являются АО «ЭСК РусГидро», ПАО «ТНС энерго», ПАО «Челябэнергосбыт» и ПАО «РАО Энергетические системы Востока». В настоящее время деятельность Проекта «Надежный партнер» распространяется на территорию 30 субъектов Российской Федерации и направлена на формирование единой площадки для диалога поставщиков и потребителей энергоресурсов, анализа действующей практики и нормативно-правовой базы в энергетике, выявления факторов влияющих на соблюдение договорных условий и формирование публичных рейтингов в ТЭК.

Сайт: https://nprating.ru/ Страница в фейсбуке: https://www.facebook.com/nprating/ Контакты: maslov@nprating.ru,

 


[1] См. п. 1.4 Статьи 3 Федерального закона 218-ФЗ «О кредитных историях»: источник формирования кредитной истории — … организация, в пользу которой вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи …

 

Новости