Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

Энергоэффективность делят на смысл и процедуру

10.04.2019
 

Минэкономики опубликовало три проекта постановлений правительства, обновляющие правила повышения энергоэффективности госкомпаний, бюджетных учреждений и госмонополий. Новым в подходе ведомства является разделение требований экономии для основных и непроизводственных активов. Для первых будут введены отраслевые нормативы энергоэффективности в разбивке по ОКВЭД и показатели энергоемкости продукции и услуг, для вторых — требования к экономии ресурсов на общих основаниях. Госучреждения предполагается принуждать к экономии за счет сокращения бюджетных ассигнований на оплату ими коммунальных услуг — в пользу энергоаудита и последующей модернизации, если она экономически оправданна.

Опубликованные Минэкономики на regulation.gov.ru три проекта постановлений правительства нацелены на обновление требований энергоэффективности госсектора экономики — бюджетного сектора, госкомпаний и госмонополий тарифных отраслей. Модернизации нормативной базы требует комплексный план правительства по перезапуску программ повышения экономии ресурсов, впервые введенных во время президентского срока Дмитрия Медведева. Но подход Минэкономики содержит крупное новшество: ведомство намерено разделить требования к экономии ресурсов в госсекторе на «смысловую и процедурную» части, как неофициально называют их разработчики,— первая будет относиться к энергоэффективности их основной деятельности, вторая — к экономичности непрофильных активов.

Для госкомпаний в широком понимании — в их число войдут юрлица, более 50% которых принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципалитетам, а также ГУПы, МУПы, госкорпорации и их дочерние юрлица — требования к профильной деятельности будут определяться отраслевыми ведомствами. Описывать их Минэкономики предлагает не для каждой компании отдельно, а по видам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2), что исключит возможность завышения базы или формальной отчетности. Программы должны будут включать целевые показатели — снижение расхода энергии на единицу продукции, внедрение энергоэффективных технологий и менеджмента, объем экономии и расход энергии в разбивке на производство, транспортировку и потери.

Также Минэкономики вводит отраслевые требования к программам энергоэффективности для целевой деятельности тарифных отраслей — их будут устанавливать тарифные органы, однако сверх того общим требованием будет снижение энергоемкости производимой продукции. Для непрофильных активов могут применяться «типовые решения по повышению энергетической эффективности» и должны быть установлены целевые показатели и мероприятия по их достижению. Контроль исполнения программ энергоэффективности будет вестись с помощью ГИС «Энергоэффективность», подотчетной Минэнерго, а в тарифных отраслях — органами тарифного регулирования при принятии тарифных решений и мониторинге реализации инвестпрограмм.

Государственные и муниципальные учреждения Минэкономики предлагает принуждать к экономии самым простым методом — снижая бюджетные ассигнования на оплату ими коммунальных ресурсов и услуг. Устанавливать требования к снижению объема потребления энергоресурсов и воды должны будут главные распорядители бюджетных средств — по данным энергообследований или сравнительного анализа. При этом сокращать оплату коммунальных ресурсов ГРБС смогут только в случаях, когда за модернизацию объектов платит бюджет. Сами госучреждения также смогут экономить, заключая энергосервисные контракты (предполагают оплату услуг по повышению энергоэффективности из средств, сэкономленных в будущих периодах) на конкурсной основе.

Новости