Счетная палата РФ считает, что введение соцнормы потребления электроэнергии в пилотных регионах показало низкую результативность, не приведя ни к снижению энергопотребления, ни к уменьшению перекрестного субсидирования, говорится в бюллетене ведомства.
Счетная палата проводила анализ применения соцнормы в 2013-2015 годах в шести пилотных регионах: Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях.
«По итогам проведения пилотных проектов установлена низкая результативность применения субъектами Российской Федерации социальной нормы потребления электрической энергии. Так, в Красноярском крае и Орловской области в 2013-2015 годах отмечался рост среднедушевого потребления электроэнергии, что свидетельствует о недостижении в полном объеме цели по стимулированию граждан к энергосбережению»,- говорится в бюллетене.
«Общая величина перекрестного субсидирования за период 2012-2015 годы выросла во всех регионах — участниках пилотных проектов, кроме Орловской области, что не обеспечивает в полной мере достижение цели по ее снижению», — также отмечает Счетная палата. Перекрестное субсидирование предполагает, что одни потребители платят повышенный тариф, чтобы другие могли платить по пониженному (в данном случае, промпотребители и остальное «не население» переплачивают за население).
Ведомство отмечает, что базовые величины соцнормы потребления электроэнергии в пилотных регионах значительно разнятся: от 65 кВт.ч в месяц в Забайкальском крае до 190 кВт.ч в Орловской области. При этом законодательно предусмотрен единый порядок установления величины соцнормы.
Соцнорма применяется при расчетах населения за электроэнергию. Региональные власти устанавливают некий базовый уровень потребления в месяц, тариф для которого ниже. Электроэнергия, потребленная сверх этого уровня, оплачивается по более высокому тарифу.