В связи с произошедшими в последние дни и продолжающимися в ряде субъектов Российской Федерации до сих пор случаями прекращения надлежащего электро-, водо- и теплоснабжения жилых помещений, вызванных неблагоприятными погодными условиями, Роспотребнадзор информирует о нижеследующих, связанных с данным обстоятельством, правовых аспектах обеспечения защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве. При этом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана в соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара, работы или услуги, в полной мере применимые и к сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения от ответственности определены ст.ст. 1095-1098 ГК РФ и ст. ст. 13,14 Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом право требования компенсации такого вреда не зависит ни от вины соответствующего исполнителя жилищно-коммунальных услуг, ни от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Поскольку в жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), рассматривается исключительно жилое помещение (см. ст. 16 ЖК РФ), отношения между гражданами-потребителями коммунальных услуг и их исполнителями регулируются законодательством о защите прав потребителей. В частности, их регламентируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, в приложении № 1 к которым приведены требования к качеству коммунальных услуг и условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Одновременно граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, как участники соответствующих жилищных, а также общегражданских отношений, основанных на праве собственности, имея права на часть общего имущества в многоквартирном доме и неся бремя по его содержанию, вправе требовать от обязанной стороны надлежащего и безопасного предоставления соответствующих услуг по содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу положений ст. ст. 36 и 44 ЖК РФ объем и виды услуг и работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (наряду с вопросами предоставления коммунальных услуг, управлением многоквартирным домом и определением конкретных исполнителей данных услуг) осуществляет общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое, в частности, осуществляет выбор способа управления многоквартирным домом (см. п. 4 ч. 2 ст. 44 и ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Именно в договоре управления многоквартирном домом, причем безотносительно к как таковому способу управления (см. ч. 2 ст. 161 ЖК РФ), перечисляется не только состав общего имущества, но и перечень услуг и работ по его содержанию и ремонту, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (см. ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Причем, согласно положениям ч. 4 ст. 162 ЖК РФ «условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме».
В силу прямого указания ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п/п е) и ж) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, могут в том числе входить земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки, расположенные в границах такого земельного участка.
В соответствии с п.п. 11 и 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом — лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, обеспечивается своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, осуществляется уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Указанное, таким образом, означает, что если в рамках договорных обязательств, предусматривающих в целях недопущения травматизма граждан своевременную обработку (от снега, льда и т.д.) земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, обязанная сторона необходимых в этой связи действий (работ) не выполняет, она несет всю полноту гражданско-правовой ответственности за недостатки услуги по содержанию общего имущества и вред, причиненный подобным бездействием жизни и (или) здоровью потерпевших лиц.