Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

Энергетика стоит на переднем фланге, как социальных вопросов, так и общего экономического развития. В.В. Рогоцкий

05.11.2013
 

17 октября 2013 г. в рамках четвертого Ярославского энергетического форума состоялся «круглый стол» Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Основные проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности: региональный аспект»

Участники встретились для обобщения накопленного регионального и муниципального опыта в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства и обсудили вопросы проблем подготовки и реализации региональных и муниципальных программ; особенности организации мероприятий по повышению энергоэффективности в различных секторах и сферах экономики, в том числе в системе ЖКХ; проблемы реализации энергетических контрактов и проведения энергетического аудита в бюджетной сфере.

Модераторами «круглого стола» выступили:

МАРЧЕНКО Михаил Александрович, член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; 

РОГОЦКИЙ Виктор Викторович, член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

Участниками стали представители федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, научных и бизнес-сообществ.

В своем выступлении МАРЧЕНКО Михаил Александрович отметил: «Сегодня у регионов есть полномочия принимать собственные программы по энергосбережению, это прописано в федеральном законе. Зачастую такие программы не согласованы с муниципальными программа и программами крупных потребителей энергии. Соответственно начинается пробуксовка.

Основными проблемами также являются: слабое развитие нормативно-правовой бузы в области энергосбережения; дефицитность региональных и муниципальных бюджетов. Возникают сложности с привлечением долгосрочных инвестиций и внедрению энергосберегающих технологий. Главный вопрос – как привлечь инвестора. Во многих регионах с этой проблемой начинают справляться.

Важно, чтобы принимаемые программы и проводимые мероприятия не носили декларативный характер, а приводили к реальным результатам».

РОГОЦКИЙ Виктор Викторович обозначил основные проблемы для энергетики в целом и области энергосбережения:

«На данный момент приняты крупные изменения в закон «Об электроэнергетике», где вводятся существенные изменения, связанные с мероприятиями, в том числе с так называемой «последней милей», что, если переводить, на бытовой язык обозначает уход от перекрестного субсидирования определенных групп за счет других, за счет мощной промышленности, например.

Перекрестное субсидирование у нас в стране на данный момент составляет порядка 220 млрд рублей, в Ярославской области – порядка 1 млрд рублей. В планах до 2020 года снизить объемы перекрестного субсидирования до 50 млрд рублей, то есть произойдет очень резкое снижение объема.


Энергетика стоит на переднем фланге, как социальных вопросов, так и общего экономического развития. 

Вопросы энергетики важны как для тех, кто владеет крупным металлургическим производством, так и для простых жителей районных центров, которые приходят платить за газ, воду, тепло и свет.

На данный момент идет тенденция к повышению тарифов, сдерживать данный процесс возможно только в административном порядке. «Заморозка» тарифа, о которой говорят сейчас многие – не удобна для экономики.


Задача органов власти, как исполнительной так и законодательной – сбалансировать этот процесс так, чтобы он удовлетворил все срезы в обществе.

Тарифы в основном рассматриваются в привязке к инфляции. Лучше рассматривать тарифы с точки зрения внутреннего валового продукта (ВВП). ВВП – является основным показателем развития государства. Если привязать тарифы к ВВП – процесс станет понятен. Аппетиты монополий при этом необходимо жестко контролировать и ограничивать.

В Ярославле 31% топливно-энергетического баланса приходится на область жилищно-коммунального хозяйства. Именно здесь огромный резерв экономии энергии.

У нас есть основополагающий 261-ФЗ, многие регионы уже провели обширную работу. Есть вопросы, которые необходимо решать. В первую очередь связанные с приборами учета. Второе – вопросы подключения при индивидуальном жилищном строительстве, на который взяло курс государство.

Необходимо развитие альтернативной энергетики».

В процессе обсуждения на круглом столе были выделены такие проблемы как отсутствие опыта по реализации механизмов повышения энергоэффективности, дефицитность региональных и муниципальных бюджетов препятствует внедрению энергосберегающих технологий и привлечению долгосрочных инвестиций в данных сектор экономики.

Одной из основных тем обсуждения стала Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая предусматривает софинансирование лучших региональных программ, предоставление организациям государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов, информационное, методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности, а также формирование бережливой модели поведения населения. Меры по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности были обозначены как приоритетные для всех уровней публичной власти.

В ходе заседания был очерчен круг проблем при реализации региональных программах энергосбережения:

1) отсутствие полноценного анализа текущей ситуации (индикаторы, показатели, эффективности). Это является следствием слаборазвитой системы сбора и обработки информации о потребляемых объемах топливно-энергетических ресурсов. Так, например, по данным Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, по состоянию на май 2013 года не более 39% жилого фонда региона были оснащены коллективными приборами учета;

2) привлечение регионами России внешних источников финансирования программ в отсутствии механизма привлечения внебюджетных средств; 

3) не завершенность разработки муниципальных программ (по данным ФГБУ «Российское энергетические агентство» Минэнерго России на 1 апреля 2012 года было утверждено всего 74% муниципальных программ) и программ бюджетных объектов, а также порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам;

4) отсутствие отраслевых разделов, предусматривающих конкретные мероприятия, соглашения с регулируемыми организациями и крупными энергопотребителями;

5) недостаток разделов, посвященных поддерживающим мероприятиям (нормативно-правовые акты, обучение, пропаганда энергосбережения, софинансирование проектов, субсидии, налоговые льготы).

По итогам заседания были сформированы рекомендации для Федерального Собрания Российской Федерации в части разработки и принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на уточнение процедур документооборота при проведении энергетического аудита, в том числе структуры отчета по энергоаудиту; введение процедур контроля энергопаспортов и ответственности энергоаудиторов; взаимную корреляцию положений Федерального закона и статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уточнения единицы измерения цены энергосервисного контракта; выделение положений Федерального закона в части регулирования возобновляемых энергетических ресурсов, тепловых насосов, солнечных электростанций, мини-ТЭЦ и других в отдельную главу.

Также были сформированы рекомендации Правительству Российской Федерации и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Новости