23-25 мая 2013 года в Геленджике состоялся Краснодарский весенний форум «Энергоэффективность и инновации», организаторами которого выступили Администрация Краснодарского края, Министерство энергетики РФ, ГКУ Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Национальный союз энергосбережения и Российское газовое общество.
В форуме приняли участие представители Федерального Собрания Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, органов государственной власти различных субъектов России, руководители и специалисты промышленных предприятий, финансового сектора, сервисных и страховых организаций, компаний-производителей энергоэффективного оборудования.
Со вступительным словом выступили заместитель губернатора Краснодарского края Вадим Лукоянов и первый заместитель главы МО города-курорта Геленджик Федор Колесников, которые поприветствовали участников форума и пожелали собравшимся интересной дискуссии и плодотворной работы.
Заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич решил сосредоточиться на обсуждении трех ключевых групп вопросов: развитие и совершенствование правовых основ энергосберегающей политики на федеральном и региональном уровне; финансирование программ и проектов в области энергоэффективности из бюджетных и внебюджетных источников; тиражирование успешного опыта по внедрению наилучших технологических, управленческих и организационных решений в рассматриваемой сфере.
В июне 2013 годаисполняется пять лет с момента принятия Указа Президента Российской Федерации о мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики.
Существуют различные оценки результатов проделанной работы, порой диаметрально противоположные, однако стоит обратить внимание на мнение зарубежных коллег, которые признают, что путь, проделанный в России с точки зрения формирования законодательной и организационной среды за это время, занял в той же Европе около 20 лет.
Кардинальное повышение эффективности использования энергии – это ключевая задача новой модели экономического роста в нашей стране, модели, о необходимости реализации которой говорит и правительство, и широкое экспертное сообщество, понимая, что экспортно-ориентированная сырьевая модель себя исчерпала.
В основе новой модели — переход к устойчивому и сбалансированному развитию с акцентом и опорой на современные технологии, на минимизацию вредного воздействия на окружающую среду, на сбережение невозобновляемых ресурсов.
7 марта этого года Правительством России на заседании рассмотрен и в целом одобрен проект государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». По итогам обсуждения дано поручение Минэнерго, Минэкономразвития и ряду других ведомств представить до 1 сентября согласованные предложения по корректировке указанной программы, предусмотрев в частности:
— приведение её в соответствие с перспективной целевой моделью рынка электрической энергии (мощности);
— развитие систем теплоснабжения с обеспечением их энергетической эффективности и приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
— дополнительные инструменты стимулирования энергоэффективности и энергосбережения;
— уточнение инновационных и технологических направлений развития отраслей топливно-энергетического комплекса;
— мероприятия по общественному информированию и контролю за ходом реализации государственной программы.
Участники форума выразили готовность и желание выработать рекомендации, которые в дальнейшем будут востребованы регуляторами на федеральном уровне.
Также на форуме было отмечено, что чуть ли не единственным реально работающим инструментом стимулирования энергосбережения является конкурсное предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию лучших региональных программ. Сегодня не работают совсем либо работают лишь частично механизмы, связанные с предоставлением государственных гарантий и налоговых кредитов, компенсацией процентных ставок на реализацию проектов по энергосбережению и ускоренной амортизацией. Энергосервисные контракты носят единичный характер и реализуются в режиме «ручного управления».
Отдельный вопрос, сохраняющий актуальность и требующий решения — необходимость координации политики энергосбережения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях с учетом возможностей предприятий государственного и частного секторов, оценка влияния тарифного регулирования на экономические аспекты повышения энергоэффективности.
В связи с вышеназванным, Алексей Кулапин — заместитель директора Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго, подытожил и назвал перспективные направления государственной политики, которые позволят сформировать целостную и эффективную систему управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности:
— совершенствование законодательной базы;
— расширение перечня механизмов Государственной политики;
— техническое и экологическое регулирование, целевые соглашения, привлечение ресурсоснабжающих организаций к реализации энергоэффективных проектов и развитие институциональных механизмов;
— план мероприятий по государственному регулированию в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (Распоряжение Правительства от 27 сентября 2012 г. № 1794-р);
— реализация инновационных проектов кластера «Энергоэффективные технологии» центра Сколково, ОАО «Роснано», центров трансфера технологий, технологических платформ, программ инновационного развития;
— совершенствование ГИС «Энергоэффективность» как составной части ГИС топливно-энергетического комплекса;
— активный диалог с общественностью, привлечение профессионального сообщества, включая промышленные холдинги, энергоаудиторов и энергосервисные компании;
— международное сотрудничество (Энергодиалог Россия-ЕС, RUDEA, IPEEC, IEA, Российско-французский и Российско-датский центры по энергоэффективности и другие).
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, подводя итоги законодательной работы в области повышения энергетической эффективности экономики, выделил три основных направления работы не только законодательных, но и иных органов власти:
— сконцентрировать полномочия по формированию и реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках единого государственного органа;
— четко определить роль государства в развитии стимулирующих факторов для поддержки внедрения и развития энергосберегающих процессов;
— сформировать регулирующие механизмы повышения энергоэффективности государственных компаний.
Далее форум продолжил свою работу в формате конференций, дискуссий и круглых столов по тематике: «Энергоэффективность как инструмент модернизации электроэнергетики: региональный аспект», «Энергоэффективность и энергосбережение в нефтегазовом комплексе», «Энергосервисные контракты в бюджетной сфере: опыт реализации и совершенствование законодательства», «Современные энергоэффективные решения в светотехнике», «Энергоэффективность и энергосбережение в ЖКХ», «Возобновляемая энергетика в России: от решения задач энергоснабжения к созданию новой высокотехнологичной отрасли», «Вторая жизнь бытовых отходов за счет современной утилизации».
Во второй день работы Форума прошло выездное заседание Научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» на тему «Энергосервисные контакты в бюджетной сфере: опыт реализации и совершенствование законодательства».
В рамках Форума состоялась специализированная фокус-выставка «Энергоэффективность и инновации», посвященная передовым инновационным технологиям в области энергосбережения и энергоэффективности, благодаря которой участники и гости Форума смогли наглядно познакомиться с самыми последними технологическими достижениями в отрасли.