23 августа 2012 года в Московском городском Доме Учителя состоялся круглый стол «Информационное сопровождение мероприятий по энергосбережению: образовательный аспект».
Модераторами дискуссии выступили председатель Научно-экспертного совета, президент Национального союза энергосбережения Леонид Рокецкий и первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Вениамин Каганов.
Соорганизаторами круглого стола стали Научно-экспертный совет при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и Департамент образования города Москвы.
Участники дискуссии обсудили актуальность темы образования в области энергосбережения, необходимость внедрения новых элементов в образовательные программы для детей и молодежи.
Председатель Научно-экспертного совета, президент Национального союза энергосбережения Леонид Рокецкий подчеркнул актуальность задачи просвещения в области экономии энергии: «Вчера Россия вступила в ВТО. Хотим мы или нет, теперь мы будем вынуждены заниматься энергоэффективностью и энергосбережением, чтобы если не сократить траты, то хотя бы сохранить тот небольшой уровень роста расходов, который есть сейчас. Это просвещение сейчас перешло в очень конкретную бытовую плоскость, стало насущно необходимым».
Собравшиеся активно делились опытом в области разработки и внедрения образовательных программ по энергосбережению для детей, подростков и студентов.
«Мы проводим образовательные программы для молодежи в открытом в Новочебоксарске Центре энергоэффективности Чувашской Республики, работаем в детдомах, коррекционных школах, школах-интернатах», — рассказал генеральный директор ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» Александр Гончаров. – «Мы видим, какой живой интерес к теме проявляют дети, и думаем, что надо проводить регулярные уроки по энергосбережению – по принципу уроков по безопасности дорожного движения. Причем в первую очередь для маленьких детей, от 4 лет и старше. Перевоспитывать сложнее. Нужно воспитать их с малых лет».
Первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Вениамин Каганов заметил: «Современные дети очень заняты и перегружены, поэтому для лучшего усвоения информацию нужно правильно упаковать. Вместо длительных курсов по энергоэффективности может быть полезнее вкраплять нужные сведения в материалы уроков, подавая их в контексте знаний по физике, химии, истории. Важно не тратить зря деньги и воспитывать энергосберегающее мышление у детей комплексно. Мы имеем также хороший опыт работы с родителями. Например, в апреле мы провели опрос через систему электронных дневников – и получили ответы 33 тысячи родителей. Они – активная, деятельная часть населения, открытая к взаимодействию».
Первый заместитель директора департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей Лукашов предложил схему организации этой работы в регионах. «В каждом субъекте Российской Федерации нужно создать региональный демонстрационно-информационный и образовательный центр. В каждом городском округе и муниципальном районе – муниципальные центры, через обучение в которых пройдут школьники, родители, люди, которым необходимо дополнительное образование в сфере энергосбережения. На федеральном уровне нужно учредить Общероссийский день энергоэффективности и проводить открытые уроки». Также поступило приглашение провести следующий круглый стол по образованию и пропаганде в области энергосбережения в рамках Ярославского энергетического форума в декабре 2012 года.
Подвел итоги дискуссии организатор мероприятия – руководитель секции «Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» Научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации, президент коммуникационной группы Insiders Андрей Лапшов: «Сегодня мы собрали за одним столом лучшие образовательные практики, в том числе из российских регионов. Мы услышали множество интересных идей по подходам к пропаганде темы энергосбережения среди детей и молодежи. По результатам сегодняшнего мероприятия мы выйдем с рекомендациями в Министерство образования РФ и к Правительству Москвы. С протоколом встречи и презентациями наших докладчиков можно будет познакомиться на сайте «Энергоэффективная Россия».
В рамках заседания Круглого стола также выступили: юрист Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ «Институт профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности» Министерства образования и науки РФ Борис Шалумов, руководитель направления «Энергоэффективность в системе образования» Департамента образования г. Москвы Сергей Гужов, российский координатор проекта SPARE/ШПИРЭ Ольга Сенова, к.б.н., педагог ОУ № 930 г. Москвы, методист по экологии в ОМЦ ЮЗОУО, доцент кафедры «Экологическое образование и устойчивое развитие МИОО» Вера Александрова, главный эксперт Департамента информационной политики и коммуникаций ОАО «Холдинг МРСК» Анатолий Антипов, директор Теплоэнергетического колледжа ОАО «МОЭК» Алла Коломичева, руководитель направления по взаимодействию со СМИ Департамента по связям с общественностью ОАО «МТС» Дмитрий Солодовников, менеджер проектов ФГУП «Российское агентство международной информации «РИА Новости» Денис Морозов, директор по маркетинговому развитию и PR Единой образовательной сети «Дневник.ру» Лилиана Пертенава, член НЭС при РГ Совета Федерации по мониторингу практики применения 261-ФЗ, зам. председателя правления «Национального союза энергосбережения» Максим Лебедев, директор научно-образовательного центра Воронежского государственного технического университета Николай Подоприхин, руководитель проекта ООО «Кирилл и Мефодий» Яков Гершович.
Также в мероприятии приняли участие другие представители федеральных, региональных и отраслевых средств массовой информации, представители пресс-служб федеральных органов законодательной и исполнительной власти, региональных и отраслевых центров энергоэффективности, представители системы образования Российской Федерации и г. Москвы.
В ходе работы круглого стола были выявлены проблемы:
1) отсутствие единой скоординированной политики в образовательной деятельности в области энергосбережения;
2) отсутствие в законодательстве чётких требований к образовательным программа в области энергосбережения, в том числе к курсам, факультативным занятия для детей школьного возраста, а также включению таких курсов в существующие образовательные программы;
3) разрозненность существующих действий по обучению энергосбережению, отсутствие единого координационного центра, объединяющего лучший реализованный опыт.
По итогам дискуссии, было принято решение рекомендовать:
1) разработать базовые образовательные программы по энергосбережению для детей дошкольного и школьного возраста;
2) разработать специальные образовательные программы для ответственных за энергосбережение в образовательных учреждениях;
3) создать единый координационный центр в масштабах страны для оценки и обобщения лучшего реализованного опыта обучающих программ в области энергосбережения и формирования на их основе единых образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста;
4) создание в субъектах Российской Федерации региональных демонстрационно-информационных образовательных центров для школьников, студентов и их родителей;
5) создание мобильных классов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.