Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

Двухставочные тарифы на тепловую энергию как инструмент энергосбережения и реформирования экономики централизованного теплоснабжения

19.04.2016
 

Двухставочные тарифы на тепловую энергию как инструмент энергосбережения и реформирования экономики централизованного теплоснабжения


к.т.н. М.Д. Рабинович, к.т.н. А. Р. Ферт, Проблемный институт нетрадиционных энерготехнологий и инжиниринга (ПИНЭИ), г. Киев

 

Существующая в настоящее время система расчетов между поставщиками и потребителями (в первую очередь — населением) тепловой энергии по одноставочному тарифу является рудиментом «затратной» экономики и валовых показателей.

Такой тариф противоречит политике экономии топливно-энергетических ресурсов, поскольку рентабельность деятельности теплоснабжающих организаций прямо зависит от количества отпущенной тепловой энергии, а экономия энергии потребителями приводит к ухудшению технико-экономических показателей поставщиков. Режим поступления средств от потребителя не соответствует режиму затрат предприятия, обеспечивающих его нормальное функционирование, создавая проблемы, связанные с налогообложением и вызывая необходимость привлечения кредитных средств. Положение усугубляется при установке потребителем приборов учета тепловой энергии, доля которых постоянно возрастает. После установки теплосчетчиков в течение межотопительного периода (на Украине — 6 месяцев и больше) средства от потребителей либо вообще не поступают (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), либо поступления составляют не более 25-30% от среднемесячного. Такое положение часто приводит к использованию кредитных ресурсов в период подготовки к зиме и, в результате, удорожает услуги теплоснабжения.

Анализ себестоимости производства и транспортирования тепловой энергии показывает, что плановые затраты состоят из двух основных частей — условно-постоянной и условно-переменной. К первой части затрат относятся расходы на зарплату, топливо для компенсации тепловых потерь в сетях, воду на подпитку сетей, электроэнергию на перекачку теплоносителя, ремонт, амортизационные отчисления и т.п. Эта часть затрат пропорциональна расчетной мощности системы теплоснабжения и связана с необходимостью поддержания в рабочем состоянии источников тепловой энергии, сетей и теплопотребляющих установок (ЦТП, бойлерные, абонентские вводы, внутридомовые системы) и не зависит от количества отпущенной тепловой энергии и горячей воды.

Основную долю условно-переменной части составляют расходы на топливо, электроэнергию и воду, необходимые для генерации и транспортирования полезно используемой тепловой энергии.

При расчете одноставочного тарифа плановая себестоимость тепловой энергии определяется делением плановых затрат на расчетное количество полезно используемой потребителем тепловой энергии.

Величину затрат на производство единицы полезно расходуемой тепловой энергии можно считать постоянной, т.е.

 

где: Зп, Зпер — условно-постоянная и условно-переменная части затрат;

Qп — планируемый отпуск полезной тепловой энергии.

Фактическая себестоимость тепловой энергии для поставщика будет равна

 

Тогда плановая себестоимость тепловой энергии при расчете одноставочного тарифа равна

 

где Qф — фактический отпуск полезной тепловой энергии.

Разница между плановой и фактической себестоимостью определяется зависимостью

 

Уменьшение потребления тепловой энергии происходит как объективно («теплая» зима), так и в результате энергосберегающих действий потребителя (автоматизация отопления, рациональное потребление горячей воды, утепление зданий и т.п.).

Для устранения такого положения расчеты поставщиков и потребителей должны проводиться по двухставочной схеме. Оплата по первой части тарифа должна компенсировать условно-постоянную часть затрат на производство, транспортирование и распределение тепловой энергии и обеспечивать рентабельность хозяйственной деятельности теплоснабжающей организации; по второй -условно-переменную часть затрат, которая зависит от фактически потребленной тепловой энергии.

График доходов и затрат теплоснабжающей организации при использовании одно- и двухставочного тарифа приведен на рис. 1.

Из рис. 1 следует, что при фактическом отпуске, равном планируемому, финансовые результаты не меняются, а при снижении отпуска теплоты, осуществляемом по одноставочному тарифу, предприятие сначала лишается прибыли, а затем объективно попадает в зону убытков, даже при полной оплате оказанных услуг, что мы и наблюдаем. Существующая система объективно вынуждает теплоснабжающие организации заниматься приписками объемов, уходя в зону за 100% плана, и препятствовать установке приборов учета — для них это вопрос выживания.

Совершенно иная картина при использовании двухставочного тарифа. На всем интервале от нуля до планового объема отпуска величина дохода предприятия выше, чем по одноставочному тарифу. Для предприятия зоны убытков не существует (при оплате потребителями услуг). При установке счетчиков график поступления средств (рис.2) соответствует графику расходов, оптимизируя финансовый режим предприятия (посчитано для метеоусловий г.Киева).

Двухставочные тарифы нужно принять прежде всего для потребителей, у которых установлены приборы учета тепловой энергии и горячей воды, но и для остальных потребителей распределение затрат между постоянной и переменной частями могут быть определены расчетным путем.

Поскольку условно-постоянная часть составляет значительную часть тарифа (30-45%), исходные данные для ее расчета должны быть проверены независимой экспертизой. В случае превышения нормативных потерь тепловой энергии, воды и затрат топлива и электроэнергии необходимо провести энергоаудит, установив фактические величины статей расходов, причины превышений и разработав мероприятия по их устранению.

Использование двухставочного тарифа стимулирует упорядочивание договорных отношений потребителя с поставщиком и приводит к тому, что при временном отказе потребителя от теплоснабжения поставщик имеет возможность возместить остающиеся при этом затраты.

Внедрение системы оплаты на базе двухставочных тарифов стимулирует потребителей к экономии тепловой энергии, не ограничивая при этом интересов поставщиков. Поставщики заинтересованы в осуществлении теплосберегающих мероприятий у потребителей, потому что благодаря этому они могут присоединять новых потребителей, поддерживая высокий уровень использования мощностей.

ПИНЭИ разработаны «Правила расчета двух-ставочного тарифа на тепловую энергию и горячую воду», базирующиеся на описанных выше положениях, и «Методические рекомендации по применению двухставочных тарифов на тепловую энергию и горячую воду в жилищно-коммунальном хозяйстве». Они предназначены для расчета двухставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую в виде горячей воды и используемую для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических потребностей жилых, общественных зданий и предприятий, а также для установления порядка расчетов по двухставочным тарифам между теплоснабжающей организацией и потребителями. Применение двухставочных тарифов рекомендовано прежде всего для потребителей, у которых узлы тепловых вводов оборудованы приборами учета тепловой энергии.

Условно-постоянные затраты включают следующие статьи: сырье и материалы для обеспечения технологических процессов, топливо и/или покупная тепловая энергия (расходуемые на компенсацию тепловых потерь в сетях и на собственные нужды), электроэнергия на технологические нужды (производственные цели и транспортирование теплоносителя к потребителю в количестве, обеспечивающем возмещение тепловых потерь), оплата труда, работы и услуги производственного характера сторонних организаций, подготовка и освоение новых мощностей, эксплуатация машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные затраты, непроизводственные (коммерческие) затраты, возвратные отходы, отчисления по обязательным платежам (в соответствии с действующим законодательством).

В условно-постоянную часть тарифа, кроме условно-постоянных затрат, включена часть прибыли, направляемая в фонд развития предприятия, а также соответствующая часть налога на добавочную стоимость. Условно-постоянная часть тарифа полностью компенсирует затраты предприятия на поддержание системы теплоснабжения в рабочем состоянии и в полной готовности к оказанию услуг и вычисляется на единицу присоединенной тепловой нагрузки. Оплата потребителем условно-постоянных затрат (оплата за присоединенную тепловую нагрузку) проводится потребителем на протяжении года ежемесячно равными долями.

Плата за фактический объем потребленной тепловой энергии компенсирует условно-переменную часть затрат теплоснабжающей организации и содержит в себе затраты по следующим статьям: топливо (стоимость топлива, затраченного на выработку потребленной тепловой энергии), и/или покупная тепловая энергия (стоимость потребленной покупной тепловой энергии), электроэнергия (стоимость электроэнергии, затраченной на транспортирование потребленной тепловой энергии).

В условно-переменную часть тарифа, кроме условно-переменных затрат, включены часть прибыли, которая направляется в фонд потребления предприятия, и соответствующая часть налога на добавленную стоимость.

Для предотвращения убытков, которые возникают у теплоснабжающих организаций в случае отказа потребителя от их услуг, в особых условиях договора на теплоснабжение рекомендуется записать следующее требование: «В случае отказа Потребителя от услуг Энергоснабжающей организации на протяжении отопительного сезона он должен платить платежи за заявленную тепловую нагрузку до конца отопительного сезона. Для восстановления теплоснабжения после прекращения договора Потребитель должен уплатить за присоединение согласно расчета Энергоснабжающей организации».

Правила зарегистрированы в Минюсте Украины и имеют силу нормативного документа. Переход на двухставочный тариф не является обязательным с момента принятия данных правил — решение о использовании двухставочных тарифов принимается органами местного самоуправления. В Украине двухставочный тариф прошел апробацию в гг. Днепропетровске, Горловке, Чернигове, Броварах и сейчас разворачивается работа по его дальнейшему внедрению.

ПИНЭИ на договорных началах оказывает помощь в расчете двухставочных тарифов для предприятий и проводит экспертизу расчетов, выполненных предприятиями самостоятельно.

Источник: www.energosovet.ru

Новости