11 марта 2011
в Совете Федерации состоялось двадцать пятое заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации на тему «Технопарки и особые экономические зоны, как эффективная форма развития малого и среднего предпринимательства».
В заседании приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, представители Минэкономразвития России и профильных ведомств, руководители субъектов Федерации, где расположены особые экономические зоны и технопарки. Вел заседание Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Участники заседания обсудили проблемы и перспективы развития малых и средних предприятий в особых экономических зонах и технопарках.
Представитель Департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития России Вадим Третьяков представил информацию о количестве и качестве работы особых экономических, созданных в субъектах Федерации по четырем направлениям: ОЭЗ промышленного типа, технико-внедренческого типа, портовые ОЭЗ и туристические. В ОЭЗ всех типов зарегистрировано 257 резидентов, и в настоящее время их число продолжает расти, отметил В.Третьяков. Он обратил внимание на большой объем инвестиций, направляемых резидентами ОЭЗ в развитие своих предприятий, а также на позитивный социальный эффект, вызванный созданием новых рабочих мест и увеличением налоговых поступлений в местные бюджеты. Так, объем заявленных инвестиций в ОЭЗ промышленного типа составляет, по информации В.Третьякова, 297 млрд рублей, а объем уже произведенный продукции в этом секторе оценивается в 37 млрд рублей. В ОЭЗ промышленного типа создано более 4 тысяч новых рабочих мест, в ОЭЗ технико-внедренческого типа – около 1700 рабочих мест. В портовых особых экономических зонах, созданных в Хабаровском крае, Ульяновской и Мурманской областях, осуществляется разработка концепций их развития.
Заместитель директора Департамента развития регионов и муниципальных образований Минрегионразвития России Дмитрий Крюков рассказал о работе министерства по поддержке моногородов, разработке комплексных инвестиционных планов с целью поиска путей выхода территории из монокомплекса. В настоящее время Минрегионразвития провел экспертизу более 60% программ по развитию моногородов, сообщил Д.Крюков. Рассматриваются варианты создания промышленных, индустриальных, аграрных парков на территории моногородов. Объем оказанной финансовой поддержки для этих целей составил, по информации представителя министерства, 22,7 млрд рублей.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев в своем выступлении рассказал о положении дел с разработкой и принятием федерального закона в сфере инноваций, в котором должно появиться юридическое определение “инновационной деятельности”. Закон необходим как базовый правовой документ, определяющий цели, принципы и методы государственной инновационной политики, а также устанавливающий формы и инструменты стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский рассказал о работе по активизации кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. В текущий период, характеризующийся выходом экономики из кризиса, банки ведут борьбу за заемщиков с высокими кредитными качествами и наблюдается процесс снижения процентных ставок по кредитам, констатировал В.Киевский.
Особое внимание выступающими было уделено разработке дополнительных механизмов стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса, в первую очередь, предприятий инновационного и венчурного сектора.
Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных механизмов посткризисной регенерации экономики является поддержка малого предпринимательства и стимулирование предпринимательской активности населения. Это связано с тем, что малые и средние формы хозяйствования обладают высокой мобильностью и гибко реагируют на любые изменения рыночной среды, благодаря чему имеют возможность оперативно создавать рабочие места, своевременно заполнять перспективные рыночные ниши и осуществлять внедрение инноваций. Кроме того, усиление роли малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии страны является гарантией поступательного увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, и, прежде всего — в региональные и местные бюджеты. Поэтому в экономически развитых странах малый и средний бизнес определен в качестве особого объекта законодательного регулирования, благодаря чему доля малых и средних предприятий в ВВП таких стран достигает 70%-80%.
Однако, несмотря на интенсификацию усилий федеральных органов государственной власти в области поддержки малого и среднего предпринимательства, доля малых предприятий в ВВП Российской Федерации по-прежнему не превышает 15%. Доля инновационных предприятий в данном секторе экономики по разным данным оценкам составляет от 1,5 до 3%. Действующее законодательство Российской Федерации в области регулирования и поддержки инновационного малого и среднего предпринимательства не обеспечивает эффективного решения ряда серьезных проблем, препятствующих успешному развитию данного сектора отечественной экономики.
Об эффективности работы ОЭЗ промышленного типа в Липецкой области и созданных 8 региональных экономических зонах рассказал заместитель главы Липецкой области Сергей Салогубов. ОЭЗ в Липецкой области действует с 2005 года и сегодня планируется ее расширение, регистрация новых резидентов, в том числе, с участием иностранного капитала.
Опытом своего региона в этом направлении поделился Сергей Добромыслов – начальник Управления инновационной деятельности и информтехнологий администрации Дубны. В этом городе за малыми и средними предприятиями, частными предпринимателями — треть выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Есть достижения и у ОЭЗ, где уже сегодня работают 75 резидентов, и где создан один из самых больших кластеров по нанотехнологиям. В планах администрации Дубны развертывание строительства жилья, городка для приглашаемых к сотрудничеству специалистов. С.Добромыслов обратил внимание на отсутствие в федеральном законе об ОЭЗ прописанных мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Власти на местах, в свою очередь, видят необходимость создания благоприятных условий для развития предпринимательства, ищут свои варианты решений и, как в Дубне, они находятся. Однако, по словам С.Добромыслова, необходимо на федеральном уровне создавать условия, при которых будет выгодно привлекать к заказам малые и средние предприятия, выгодно крупным компаниям. Ведь именно в малых и средних предприятиях разрабатывается до 70% новых и перспективных идей, отметил С.Добромыслов.
По мнению участников заседания Совета, несмотря на принятие федеральными органами государственной власти серьезных мер по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данной сфере по-прежнему сохраняется ряд серьезных проблем.
В частности, предусмотренный соответствующими федеральными законами переход к страховым принципам, формирования государственных внебюджетных фондов привел к существенному увеличению совокупного тарифа страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения. Более того, переход к уплате страховых взносов поставил таких налогоплательщиков в неравное положение с прочими налогоплательщиками, для которых с 2011 года полностью отменяется уплата единого социального налога. Это связано с тем, что доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из структуры налоговых обязательств по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. По мнению участников заседания Совета, в условиях острого дефицита оборотных средств и постоянного роста цен на сырье, материалы и энергоносители увеличение налоговой нагрузки может привести к резкому сокращению количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и существенному снижению их доли в ВВП. Кроме того, действующая система налогообложения оказывает дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно- технической деятельности в хозяйственный оборот. Как показывает мировая практика, подобная деятельность требует крупных финансовых вложений, а реализация инновационных продуктов и услуг в большинстве случаев сопряжена с высокими рыночными рисками, что значительно увеличивает срок окупаемости таких инвестиций. Таким образом, отсутствие эффективных механизмов налогового стимулирования отечественных предприятий к генерации и внедрению инноваций препятствует полноценной реализации потенциала малых и средних предприятий, бизнес-инкубаторов в процессе развития инновационного кластера российской экономики. Еще одним фактором, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства, является постоянный рост затрат предприятий, применяющих общую систему налогообложения, на организацию бухгалтерского учета и оплату труда соответствующих специалистов ввиду излишней громоздкости российской системы бухгалтерского учета.
Участники заседания Совета также выразили обеспокоенность в связи с низким уровнем доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, что ставит значительное количество субъектов малого и среднего предпринимательства на грань выживания. И хотя Правительством Российской Федерации было принято решение о предоставлении кредитным организациям значительных объемов бюджетных средств для осуществления расширенного кредитования реального сектора экономики (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), кредитные ресурсы продолжают оставаться труднодоступными для указанных субъектов.
Участники заседания Совета также отмечали, что еще одним фактором, сдерживающим развитие инновационного малого и среднего предпринимательства в России, является несоблюдение требований законодательства о доле государственного и муниципального заказа, размещаемой у субъектов малого предпринимательства.
По итогам обсуждения были приняты Рекомендации Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации.
В части стимулирования развития малого и среднего инновационного предпринимательства, по мнению участников заседания, следует ускорить принятие Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», доработать и утвердить «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», определяющую направления развития инновационной инфраструктуры — технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий.
Необходимо также разработать систему правовых и экономических инструментов, стимулирующих субъекты малого и среднего предпринимательства к вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
В части налогового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства необходимо скорректировать законодательство и упростить процедуру администрирования и уплаты налогов и сборов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Предлагается продумать механизмы благоприятного таможенного регулирования в отношении российских инновационных предприятий.
В числе рекомендаций есть предложение ввести дифференцированную шкалу тарифов страховых взносов для облегчения нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. При этом размер тарифов страховых взносов целесообразно устанавливать в зависимости от профиля основной деятельности налогоплательщика и используемого им налогового режима. Например, по мнению специалистов, может быть снижен размер совокупного тарифа для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности.
В части оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную и инновационную деятельность, предлагается решить вопрос об увеличении объема средств федерального бюджета, направляемых на субсидирования процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства.
Рекомендуется разработать и внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предоставляющие коммерческим банкам право инвестировать средства в активы малых и средних инновационных компаний. А также законодательно определить порядок осуществления рискового (венчурного) финансирования перспективных инновационных проектов (с механизмом страхования и гарантирования венчурных вложений).
Особый пункт рекомендаций направлен на повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в размещении государственных и муниципальных заказов. Рекомендуется рассмотреть возможность увеличения доли государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 20 до 35%. Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов оценки деятельности заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого инновационного предпринимательства.
Также предложено усилить меры ответственности должностных лиц за нарушение требований к доле заказов, размещаемых у субъектов малого бизнеса.