Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

«Мы вынуждены дружить». Закон о теплоснабжении заставил рынок играть по новым правилам

11.04.2018
 

После нескольких лет бурного обсуждения и принятия важного закона в России рынок теплоснабжения перешел на качественно новый уровень с новыми возможностями. Свердловская область стала пилотным регионом, переходящим на единую модель отрасли теплоснабжения. В Екатеринбурге эксперты, чиновники и законодатели обсудили «дорожную карту» марш-броска к новой модели системы. Часть вопросов пока осталась без ответа. Подробности — в материале «ФедералПресс».

В российском законодательстве, регулирующем отрасль теплоснабжения, произошел ряд существенных изменений, предоставляющих новые возможности для развития теплового рынка. На конференции «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона» в Екатеринбурге ее участники предложили свои варианты максимального использования открывшихся перспектив с максимальной выгодой одновременно для всех заинтересованных сторон: населения, власти, бизнеса.

В первую очередь обновленное законодательство направлено на внедрение новой модели ценообразования в сфере теплоснабжения, изменение роли единой теплоснабжающей организации в определенных ценовых зонах. Напомним, что законопроект «О новом моделировании теплоснабжения» принят Государственной Думой РФ, подписан и вступил в силу в конце июля 2017 года. Текст проекта закона был разработан в соответствии с Поручениями Президента России Владимира Путина и Правительства РФ, а так же в рамках дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства РФ.

После нескольких лет бурного обсуждения еще два года ушло на подготовку и принятие документа, участие в котором приняли эксперты, органы местного самоуправления, региональной и федеральной власти. При подведении итогов голосования председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила работу над законопроектом как положительный пример взаимодействия Парламента и Правительства: «Сенаторы представили 22 поправки в документ, все они были учтены».

«В рамках реализации законопроекта Министерством энергетики подготовлена дорожная карта по принятию подзаконных актов, их порядка сорока. При этом один документ уже принят, достаточно важный принят. Это изменение в четырехсотое постановление «Об индексах платы граждан за коммунальные услуги», которое полностью синхронизирует внедрение новой модели с институтом индексной модели. В правительстве находится согласованная всеми федеральными органами методика цены альтернативной котельной. Мы надеемся, в ближайшее время она будет принята. Порядка еще 7-18 нами уже разработано, проходят согласование. Наша ключевая задача — не позднее середины следующего года принять все подзаконные акты, направленные на внедрение новой модели рынка теплоснабжения, — отметил заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Алексей Храпков. — Мы реформировали рынок электроэнергии, и, соответственно, рыночное ценообразование, рыночные отношения в электроэнергии, в электроэнергетике, безусловным образом, на наш совместный продукт теплоснабжения оказывает достаточное сильное влияние и давление. Поэтому неконкурентность ТЭЦ на оптовом рынке транслируется в рынок теплоснабжения, что является безусловным вызовом».

Как отметил Храпков, сегодня происходит «рыночное давление потребителей на сферу теплоснабжения». Промышленность уходит от централизованного теплоснабжения и девелоперы занимают активную позицию при обсуждении техприсоединения к централизованному теплоснабжению, используя метод альтернативных затрат. Коммунальные потребители при этом активно повышают эффективность теплопотребления, снижая удельные расходы на квадратный метр.

В соответствии с новым законом переход к предложенной модели осуществляется в условиях соглашения между муниципальной властью и бизнесом на рынке теплоснабжения. Фактически это принцип государственно-частного партнерства, где бизнес берет на себя ответственность и гарантии перед властью за исполнение взятых обязательств. При этом переход к новой модели осуществляется добровольно, по согласованию с региональной и местной властью, это договор со взаимными обязательствами.

Первые соглашения в рамках нового закона уже подписала Сибирская генерирующая компания с городом Рубцовск Алтайского края, а также между городом Воронеж и ПАО «Квадра». Эксперты прогнозируют, что за полгода-год соглашения по переходу к новой модели заключат еще порядка десяти городов и до десяти пилотных компаний.

«Сейчас мы активно совместно с городскими властями, с представителями организаций и компаний, которые участвуют в процессе обеспечения теплоснабжения, занимаемся вопросами проработки условий, параметров и совместного взаимодействия по выстраиванию, в первую очередь, технологических взаимоотношений внутри системы теплоснабжения, имея в виду и консолидацию теплосетевого комплекса, имея в виду и параметры эффективности, возможности и потенциал этой эффективности внутри системы для того, чтобы провести ряд подготовительных мероприятий и уже совершенно осознанно говорить о совместных действиях по переходу к новой модели», — рассказала директор по экономике ПАО «Квадра» Светлана Никонова.

В комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера новый закон поступил уже принятый в первом чтении. Для доработки закона Советом Федерации была создана специальная комиссия. Как отметил первый заместитель председателя комитета Аркадий Чернецкий, «были отдельные моменты, которые нас чрезвычайно смущали».
«В первую очередь, это дополнительные финансовые нагрузки на регионы, которые никто не мог четко обозначить. Но по нашим предварительным расчетам, то есть, это вообще выливались в серьезные миллиардные суммы. И с закрытыми глазами идти на решение этих вопросов было абсолютно невозможно. То есть, должна была быть определенная открытость, региональные власти и органы местного самоуправления должны понимать, что они получат, и какие нагрузки дополнительные на них лягут, — сообщил Аркадий Чернецкий, отметив при этом, что сегодня для ряда муниципальных образований основной проблемой является не генерация. — Сегодня самое главное — это максимально быстрое принятие всех подзаконных актов, посмотреть на пилотах каким образом это начнет реализовываться. И быть очень мобильным в плане своевременного внесения изменения. Если жизнь потребует, мы готовы отслеживать эти вопросы и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы в этот закон. Этот закон должен улучшить ситуацию и ни в коем случае не создавать новые проблемы».

Академический пример для страны

Место для встречи участников важного диалога на старте нового отопительного сезона было выбрано не случайно — столица Среднего Урала (как и Свердловская область) стала пилотным проектом реализации новой модели. Кстати, Екатеринбург стал и первой дискуссионной площадкой, где обсуждался столь значимый документ. В Свердловской области и в Екатеринбурге сегодня есть большие резервы для того, чтобы за счет обновления инфраструктуры теплоснабжения ускорить рост валового регионального продукта (ВРП).

«В среднем по городу в сетях теряется более 20 % тепла, по области — еще больше. Жители топят своими деньгами улицу. При этом среднеевропейский показатель — 4-8 %. Но в городе есть и позитивные примеры. Например, в новом районе Академический потери намного меньше среднемировых: там в сетях теряется лишь около 3 % тепла», — отмечают аналитики медиахолдинга «Эксперт», выступившего организатором мероприятия совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и при участии компании «Т-Плюс».

Передовая тепловая инфраструктура этого района позволяет снизить до минимума траты на «отопление улицы», но также максимально автоматизировать процесс теплоснабжения и горячего водоснабжения, сделать отопление индивидуальным для каждой квартиры. Такую систему можно выстроить не только в отдельном микрорайоне, но и по всему городу. Аналогичные проекты в скором будущем реализуются и в других городах, регионах России.

По данным правительства региона, на сегодняшний день на территории Свердловской области функционирует свыше 1700 теплоисточников. В основном это котельные малой мощности, которые составляют порядка 66 % от общего числа таких объектов. При этом вырабатывают они менее 5% от объема производимой энергии. Одновременно на территории региона находятся такие крупные тепловые источники, которые вырабатывают более 10,5 тысяч мВт: Свердловская ТЭЦ, Средне-Уральская ГРЭС, Красногорская, Первоуральская, Ново-Свердловская, Богословская, Верхнетагильская. В целом коммунальное хозяйство Свердловской области, как и в большинстве субъектов РФ, характеризуется высоким процентом физического и морального износа.

«Мониторинг технического состояния объектов показал, что около 43% тепловых сетей нуждается в замене, как в срочной, так и в перспективной. Это более трех тысяч километров тепловых сетей. В настоящее время ежегодно меняется порядка 5,5-6% тепловых сетей, что при нормативе не менее 10 %, не улучшают ситуацию в этом секторе. Основной причиной, как мы сами понимаем, является первое — это нехватка финансовых ресурсов в этой сфере. Второе — это тот «недоремонт», который сложился в предыдущие годы. И единовременные, разовые ремонты, что показали ремонтные работы в городе в этом году, когда были выделены беспрецедентные суммы порядка более 2,5 млрд рублей», — отметил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

Озвучивая позицию Министерства строительства и ЖКХ к новому закону о теплоснабжении, Смирнов выразил опасение, что подзаконные акты, которые будут готовиться одним ведомством, могут быть не синхронизированы с позицией другого ведомства.

Инвесторы выдохнули. Или выдохлись?..

Экономические реалии сегодня таковы, что для того, чтобы повысить качество коммунальных и жилищных услуг, требуются немалые инвестиции в развитие и реорганизацию инфраструктуры. Но для этого сегодня необходима общая скоординированность действий всех участников теплового рынка и законодательные гарантии инвесторам.

«Инвестиционная непривлекательность этой отрасли очевидна. И начали тепловыми сетями мы заниматься где-то лет девять назад. Поэтому выход этого закона, я благодарю Совет Федерации, Госдуму, Минэнерго, «Т Плюс» очень активно работали по этому закону. Мы это все помним. Огромное спасибо. Есть ли альтернатива альткотельной? Нет. Концессионные соглашения — это всего лишь форма, она не является моделью, какой-то новой для рынка тепла, — прокомментировал ситуацию генеральный директор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев. — Можно ли отложить еще вопрос тепла дальше? Тоже нет. Поэтому закон даже немного опоздал, его надо было принимать во времена ДПМ, и тогда бы мы получили больший эффект. Сейчас мы просто догоняем. Мы закон поддерживаем еще потому, что закон заставляет вместе работать как субъект, муниципальное образование, город и ресурсоснабжающие организации. Мы вынуждены сейчас сесть за один стол и вместе работать, дружить по этому закону».
Участники рынка теплоэнергии сегодня единодушны во мнении, что закон постепенно продолжит дополняться новыми поправками и корректировками, которые помогут привлечь дополнительные инвестиции для обновления и модернизации инфраструктуры данной отрасли. Главной мотивацией для инвесторов по-прежнему остаются стабильность в системе расчета тарифов и возможность планирования работы на длительный срок. Напомним, что ежегодные инвестиции в теплоснабжение сейчас достигают 87 млрд рублей при потребности в 250 млрд рублей, по информации Минэнерго РФ.

«Тот набор инвестиций, который есть, он ничтожно мал. Частных инвестиций, соответственно, доля еще меньше. А все, что мы на сегодняшний день практически инвестируем, это все бюджетная составляющая. Мы знаем прекрасно, что бюджеты сейчас находятся не в самой лучшей ситуации. По оценкам, которые мы сделали в 2015 году, по данным региональных властей, порядка 150 млрд рублей бюджет напрямую инвестировал в отрасль теплоснабжения. Сегодня такой возможности нет, а потребность, которую регионы обозначали в 2015 году, была еще больше, она была порядка 200 млрд рублей ежегодных инвестиций. Поэтому эти вызовы надо преодолевать, и нам представляется, что предложенная модель направлена на решение данных вопросов», — констатировал Алексей Храпков.

Новости