Председатель Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров принял участие в круглом столе «Модернизация тепловой генерации», который состоялся в рамках Недели российского бизнеса 2018.
«Завершение программы строительства по ДПМ открывает перед нами «окно возможностей», в рамках которого можно выработать подходы к выбору механизмов и приоритетных секторов модернизации генерации. В 2021 году суммарные платежи по ДПМ достигнут пика, после чего начнут снижаться. Среднегодовые темпы роста одноставочной цены замедлятся на рассматриваемом промежутке до 6,4%. Существенный и увеличивающийся вклад в рост одноставочной цены в этот период будут вносить инвестиции в генерацию на ВИЭ и атомную энергетику», — сказал Председатель Правления Ассоциации.
Максим Быстров отметил, что после 2023 года цена на электроэнергию с учетом мощности на оптовом рынке начнет падать, преимущественно за счет снижения платежей по ДПМ, а затем стабилизируется. Таким будет развитие событий, если не появится никаких новых механизмов стимулирования инвестиций и правила регулирования на рынке не изменятся. В качестве внешних условий реализации этого сценария принимаются среднегодовые темпы инфляции в 2%, среднегодовой прирост потребления – 0,5%. Реализация подобного сценария ограничивает возможности привлечения ресурсов на модернизацию генерирующего оборудования, внедрение же каких-то механизмов стимулирования инвестиций будет неизбежно означать увеличение цены.
«До каких пределов возможно это увеличение? На этот вопрос у нас есть вполне определенный ответ – существует ограничение, которое нам задал Президент РФ — темпы роста цен на электроэнергию не могут превышать темпов инфляции. При инфляции 2% и росте потребления на 0,5%, а также росте сетевого тарифа, скажем, в соответствии с инфляцией — с 2021 по 2035 годы предельная цена оптового рынка может вырасти примерно на 35%», — отметил Максим Быстров.
По его словам, таковы пределы, в которых можно выбирать: от «ничего не делать и наслаждаться стабильными ценами», до «использовать возможность финансирования модернизации по максимуму» с ростом цены к 2035 году более чем на треть. Также эти пределы можно оценить в рублях: от 23 млрд рублей, которые можно потратить на стимулирования инвестиций в 2022 году, до более чем 600 млрд рублей в 2035 году.
Помимо этого, Председатель Правления Ассоциации озвучил предварительные оценки того, в каких направлениях и какими способами можно использовать открывающиеся финансовые возможности.
«Мы можем сделать некоторые оценки, кроме того, Президент РФ в своем Поручении нам также все указал. Итак, тепловая генерация – модернизация до 40 ГВт – стоимостную оценку мы пока только заказываем. ВИЭ – здесь диапазон колеблется от повторения текущей программы, до увеличения объемов ВИЭ в четыре раза при снижении цены. Первый сценарий дает до 100 млрд рублей ежегодно, второй — до 300 млрд рублей. Что касается ТБО, то уже проанонсированы дополнительные 510 МВт, которые дают нам еще 30 млрд рублей в год. Новые АЭС и их 15 ГВт в Генсхеме – если рассматривать щадящие параметры – это плюс 200 млрд рублей ежегодно. Новое строительство и модернизация на Дальнем востоке и цифровизация сетей пока не посчитаны. При этом, одно общее на всех ограничение – не выше инфляции. И при всех вышесказанных условиях на модернизацию ТЭЦ остается от 50 до 250 млрд рублей в год. Но надо понимать, что это игра с нулевой суммой, то есть приоритетное развитие одних секторов сокращает возможности других», — пояснил Максим Быстров.
Говоря об опыте использования различных механизмов привлечения инвестиций в генерацию, Председатель Правления Ассоциации подчеркнул, что предпочтение необходимо отдавать конкурентным механизмам, позволяющим оптимизировать затраты на осуществление необходимых капиталовложений. Следует учитывать, что в настоящее время прямая ценовая конкуренция между различными типами генерирующих объектов невозможна, и нужно, в первую очередь, делать ставку на «внутривидовую» конкуренцию.
Кроме того, Максим Быстров озвучил мнение о том, что потенциал существующих конкурентных механизмов, в частности, конкурентного отбора мощности (КОМ), для привлечения денег на модернизацию еще до конца не исчерпан.
«У нас, если помните, была концепция двухэтапного КОМа, а сейчас мы прорабатываем, как нам кажется, еще более продвинутое решение. Поэтому, зачем плодить новые сущности, если можно адаптировать уже существующие механизмы?» — подытожил он.
И завершая свое выступление, Председатель Правления Ассоциации напомнил собравшимся, что основой генерации и, следовательно, главным реципиентом средств на модернизацию в России в обозримом будущем останется тепловая энергетика, поэтому, в первую очередь, следует подумать о ее интересах и ее возможностях.
В мероприятии также приняли участие: заместитель Министра энергетики России Вячеслав Кравченко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Михаил Расстригин, президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» Михаил Андронов, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев, Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев, Заместитель Председателя Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий, Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина, Председатель Правления — Генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский, Генеральный директор ПАО «Фортум» Александр Чуваев, Первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг Павел Шацкий.
Посмотреть презентацию Максима Быстрова можно по ссылке.
Информация об Ассоциации:
Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Ассоциация «НП Совет рынка») создана в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Основной целью деятельности Ассоциации является обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
Ассоциация «НП Совет рынка» участвует в подготовке правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности; разрабатывает и утверждает Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламенты оптового рынка, ведет реестр субъектов оптового рынка, осуществляет разрешение споров на рынке, а также контроль за соблюдением участниками оптового рынка правил ОРЭМ.
В соответствии с законодательством Членами Ассоциации обязаны стать все субъекты оптового рынка.