К 2019 году в России может быть введен новый технический регламент с более высокими требованиями к энергоэффективности бытовой техники. В состав документа, разрабатываемого Евразийской экономической комиссией, войдут 54 новых ГОСТа, призванных сократить потребление электроэнергии бытовыми приборами на 35–40 %. В числе прочего это относится и к тепловым насосам — устройствам, позволяющим отапливать частные и малоэтажные дома с помощью тепла, извлекаемого из грунта, водоемов и даже уличного воздуха.
«Казалось бы, уже сам по себе тепловой насос и так является энергосберегающим решением. Однако именно для этого класса оборудования повышение эффективности использования электроэнергии особенно важно. Тепловые насосы нередко применяют, когда центральное теплоснабжение недоступно, а возможности доставки к традиционного топлива ограничены. Во многих случаях это одновременно сопряжено с нехваткой электроэнергии либо с перебоями в ее поставке. Поэтому мы постоянно работаем над повышением показателей энергоэффективности нашего оборудования», — комментирует Нина Горшкова, руководитель направления «Тепловые насосы» компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Как поясняет специалист, основными характеристиками теплового насоса являются коэффициенты, отражающие эффективность использования электроэнергии: коэффициент трансформации (COP) и коэффициент сезонной эффективности (SCOP). COP — это измеренный в лабораторных условиях показатель, характеризующий отношение объема производимого агрегатом тепла к количеству потребляемой им электроэнергии. Например, для инверторных геотермальных тепловых насосов Danfoss DHP-H/L Varius Pro+ с классом энергопотребления до A+++ по европейской шкале это отношение достигает значения 5,45: почти 5,5 кВт тепловой мощности на 1 кВт электрической. Это значит, что тепловой насос с электрической мощностью всего 1,3 кВт (вдвое меньше, чем у современного электрочайника) способен производить необходимое количество тепла для отопления коттеджа площадью 100–120 квадратных метров.
В случае перебоев в электропитании агрегат с таким небольшим электропотреблением может питаться, например, от портативного дизельного генератора, ветряка или даже от панели солнечных батарей, то есть работать совершенно автономно.
При расчете коэффициента SCOP учитываются не только конструкция и технические параметры самого теплового насоса, но и широкий спектр эксплуатационных показателей: сезонный фактор (зависит от климатических особенностей региона), теплоизоляционные характеристики дома, параметры системы отопления (радиаторная, теплый пол и др.), параметры геотермального контура и т. д. Поэтому SCOP для разных условий эксплуатации может быть различным, он всегда чуть меньше «идеального» показателя COP, но зато дает реальную среднегодичную эффективность, определенную для конкретного дома. Например, SCOP инверторных тепловых насосов Danfoss DHP-H Varius Pro+ колеблется в пределах 4,5–4,7, в зависимости от условий эксплуатации.
Низкое энергопотребление важно и с точки зрения окупаемости. «Несмотря на то что стоимость тепловых насосов класса A++ и A+++ выше среднерыночной, в пересчете на срок своей эксплуатации, который достигает 25 лет, они оказываются значительно выгоднее более дешевого оборудования», — говорит Нина Горшкова.
По ее словам, на российском рынке сегодня представлено достаточно много тепловых насосов, которые могут оказаться в 1,3–1,5 раза дешевле продукции известных производителей, но SCOP такого оборудования чаще всего не превышает 3,5–4, а срок его эксплуатации – 10–15 лет. В результате мнимая экономия оборачивается значительно более серьезными затратами.
Для дополнительной информации:
Марина Сатинская, пресс-служба ООО «Данфосс», тел.: +7 (495) 210 89 54, press@info-danfoss.ru
Мы в социальных сетях:
https://vk.com/danfossrussia
https://facebook.com/danfossinrussia
Компания «Данфосс» – ведущий мировой производитель энергосберегающего оборудования. Занимает лидирующие позиции на рынке тепловой автоматики, холодильного оборудования, приводной техники. На российском рынке тепловой автоматики доля «Данфосс» составляет 35%. В настоящее время у компании 22 представительства на территории России и Белоруссии. Российское представительство компании «Данфосс» было образовано в 1993 году. На сегодняшний день на российском рынке представлена вся продукция, производимая концерном. Доля локализации предприятия в 2014 г. составляет более 30%. На текущий момент у компании 2 действующих производства в России – в Истринском районе Московской области и в Нижегородской области.