Доклад был официально презентован на Международной космической станции астронавтом Андре Кейперсом. «У нас только одна Земля. Отсюда я вижу воздействие людей на Планету – лесные пожары, загрязнение воздуха, эрозию – проблемы, о которых рассказывает доклад «Живая Планета», — сказал Кейперс. – Мы можем спасти наш дом от неустойчивого воздействия не только для себя, но и, что самое важное, для будущих поколений».
Согласно докладу, потребление природных ресурсов удвоилось с 1966 года, и сегодня мы используем эквивалент полутора планет для поддержки нашей деятельности. Если экономическое развитие будет идти по тому же сценарию, как сейчас, к 2030 году нам не будет хватать ресурсов даже двух планет.
«Подобно банковскому счету, владелец которого использует не только проценты, но и основную сумму вклада, рано или поздно эти ресурсы будут исчерпаны. При существующих темпах потребления некоторые экосистемы будут разрушены еще до полного исчерпания ресурсов», — говорится в докладе.
Если бы все люди жили, как средний индонезиец, в совокупности они использовали бы всего 2/3 общей биоемкости планеты, а если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы 4 Земли.
Десять стран с самым высоким экологическим следом на душу населения — Катар, Кувейт, ОАЭ, Дания, США, Бельгия, Австралия, Канада, Голландия и Ирландия.
Если бы все люди жили, как средний россиянин, для восстановления природных ресурсов понадобилось бы 2,5 планеты. Сейчас мы занимаем положение между Италией и Литвой.
Согласно докладу, рост экологического следа обусловлен, главным образом, ростом населения и сверхпотреблением. По прогнозам, к 2050 году население вырастет до 9-10 миллиардов человек. Немаловажную роль играет и урбанизация – к 2050 году 2 из 3 человек будут жить в городах.
Российский экологический след складывается, главным образом, из выбросов СО2, далее по значимости следуют использование пахотных угодий, лесов, и на затем – скотоводство, рыболовство и строительство. Экологический след таких стран, как США, Китай, Украина, также состоит главным образом из углеродного следа. Однако не во всех странах аналогичная ситуация. В Индонезии, например, первостепенную роль играет сельское хозяйство, а в Бразилии – сельское хозяйство и скотоводство.
Российский след личного потребления складывается, в основном, из ЖКУ, продовольствия (за счет большого импорта), транспорта, непродовольственных товаров и на последнем месте – услуг. Для сравнения, в США экологический след складывается, в первую очередь, из ЖКУ, транспорта и непродовольственных товаров, следом идут продовольственные товары и услуги. А вот в Китае, Бразилии, Индонезии, Индии и многих других странах большая доля экологического следа личного потребление приходится на продукты питания. Однако ЖКУ в этих странах, в связи с более теплым климатом и рядом других факторов, играет значительно меньшую роль.
Положительный показатель – биоемкость – наоборот, для нашей страны вырос на 13%, и Россия заняла 18 место в рейтинге.
В целом глобальное биологическое разнообразие снизилось на 30% с 1970 года; биоразнообразие тропиков – на 60%.
60% общей биоемкости Земли приходится на десять стран мира. Это Бразилия (15,4%), Китай (9,9%), США (9,8%), Россия (7,9%), Индия (4,8%), Канада (4,2%), Австралия (2,6%), Индонезия (2,6%), Аргентина (2,4%), Демократическая республика Конго (1,6%).
С 2000 площадь мировых лесов ежегодно уменьшалась на 13 млн га. В настоящее время на обезлесение и деградацию лесов приходится до 20% мировых антропогенных выбросов CO2, что ставит их на третье место среди источников парниковых газов после сжигания угля и нефтепродуктов.
«Из космоса в буквальном смысле слова видно, как уменьшается площадь лесов в Бразилии и на российском Дальнем Востоке», — сказал на пресс-конференции в РИА Новости сегодня летчик-космонавт РФ Фёдор Юрчихин. Фёдор Юрчихин видел, как дым от пожаров в Греции доходил до Туниса, а дым от пожаров на западном побережье США достигал побережья Атлантического океана.
Доклад предлагает остановить негативные тенденции, в числе прочего, развивая экономические инструменты, основанные на экологических услугах и соответствующие законодательные предпосылки, только тогда мы сможем создать справедливый доступ стран с разным уровнем дохода к продовольствию, воде и энергии. В случае России, по мнению WWF, главный инструмент уменьшения экологического следа – это повышение энергоэффективности в самом широком смысле слова – в энергетике, промышленности, в офисах и квартирах. «Здания, офисы – один из основных ресурсов снижения экологического следа России, — заявил на пресс-конференции директор WWF России Игорь Честин. – Именно энергосбережение в зданиях – самый крупный резерв России для снижения выбросов СО2». Частичные меры в отрыве от общей модернизации зданий не работают – в качестве примера Игорь Честин привел стеклопакеты, которые не приспособлены к сущ ествующей в старых зданиях системе вентиляции, поэтому их установка привела к росту потребления энергии. Чтобы создать прецедент экологически «правильного» офиса, WWF разработал концепцию «экодома», однако проект до сих пор не запущен из-за бюрократических проволочек в московском правительстве.
Эксперты рассчитывают, что на конференции «РИО+20» страны начнут вырабатывать подход к оценке экономического развития, который учитывает его устойчивость. «ВВП – опасный и некорректный показатель развития экономики, — заявил на пресс-конференции в РИА Новости профессор кафедры экономики и природопользования МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Бобылёв. – Он может спокойно расти за счет одного роста цен на нефть». Например, рассказывал Сергей Бобылёв, исходя из ВВП не имеет значения – добывать энергию с помощью освоения шельфовых месторождений в Арктике или повышать энергоэффективность, в то время как первый путь несет серьезные угрозы для окружающей среды и людей, а второй соответствует принципам устойчивого развития. По его словам, на конференции в Рио-де-Жанейро в июне 2012 года будут представлены предложения по новым методам оценки развития национальных экономик.