19 апреля 2011 заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова выступила на общероссийской конференции «Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.»: механизмы реализации и финансирования».
Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая в конце декабря 2010 г., предоставляет субъектам РФ широкие возможности получения государственной поддержки (в том числе субсидий и госгарантий) для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако на сегодняшний день в регионах на всех уровнях власти до сих пор отсутствует четкое понимание принципов функционирования программы. Сегодня очень важно показать механизмы работы госпрограммы и разъяснить порядок получения субсидий и государственных гарантий, предназначенных для программ и проектов по энергоэффективности и энергосбережению.
В год 25-летия аварии на Чернобыльской АЭС, отдавая должное подвигу ликвидаторов и оценивая огромный опыт, за который заплачено жизнями людей, необходимо особо отметить глубокую связь энергетики и экологии в современном мире. Борьба за экологию, развитие «зеленой» промышленности, энергосбережение идут «рука об руку», и нам важно понимать эти мировые тенденции и работать в соответствии с ними. В мире то, что вчера считалось дорогим и нерентабельным — в свете цены катастрофы в Фукусиме уже таким не кажется. Сама модель энергетического развития на базе старого способа потребления энергии изжила себя. Энергоэффективность выступает сегодня как реальный и рентабельный ресурс.
Огромную роль играет разработка национального законодательства в области энергоэффективности и энергосбережения. Мы сделали первые очень важные шаги. Принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который последовательно уточняется поправками, разработана база подзаконных актов. С этого года началась полномасштабная реализация закона. Становление законодательства потребует времени. Но и в европейских странах, являющихся лидерами в области энергосбережения, нормативно-правовая база разрабатывалась в среднем по 5-7 лет.
Действует государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Субъекты Российской Федерации приняли свои программы энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Активно функционирует рабочая группа по энергоэффективности. Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию. Разрабатывается нормативная база, реализуются пилотные проекты.
Для запуска типовых проектов в сфере ЖКХ и «больших» проектов повышения энергоэффективности в электроэнергетике и промышленности специально запланировано предоставление государственных гарантий федерального бюджета по привлекаемым кредитам. В рамках Госпрограммы также заложены средства на софинансирование региональных программ энергоэффективности.
Отказ от мирного атома, газа и угля требуют многомиллионных инвестиций в развитие альтернативной энергетики. И это вопрос многих лет. Что касается надежного и безопасного энергообеспечения, то это самая насущная проблема для всех развитых стран.
В мире огромный интерес к тому, что происходит в российской энергетике.
Зарубежные инвесторы сегодня проявляют большой интерес к российскому рынку. Предложения идут от компаний США, Германии, Австрии, Дании, Франции и т.д. Предлагаемые направления сотрудничества затрагивают фактически все аспекты энергосбережения: гидро-, солнечную, ветровую энергетику, создание малых электростанций…
23 марта 2011 г. в Страсбурге очень внимательно слушали наш доклад. С 2000-го года развитвается стратегическое партнерство в энергетическом секторе Россия-ЕС. Совместная тематическая группа реализует Инициативу по энергоэффективности.
Россия рассматривает все аспекты сотрудничества с государствами Европы, включая трубопроводные, в комплексе. При этом последовательно ведем дело к нахождению взаимоприемлемых подходов в решении задач обеспечения надежных и бесперебойных поставок энергоносителей в Европу, диверсификации их маршрутов.
Взаимодействие России с государствами Европы в энергетической сфере является многоплановым. Примером служит сотрудничество в области биотоплива и биожидкостей, реализация пилотного инвестиционного проекта строительства ветропарка ВЭС 100 МВт в Краснодарском крае. Проект находится в высокой степени подготовки и будет задействован в период Зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.
Развивается сотрудничество России и Европы в области улавливания и хранения углерода и технологии чистого угля. Россия представила новую технологию подземной газификации угля (ПГУ) на месте его естественного залегания. Это открывает возможность производства не только газового энергоносителя для генерации электроэнергии, но и синтез-газа для получения синтетических углеводородов. Предлагается осуществить совместный пилотный проект ПГУ по новой технологии, а результаты его эксплуатации передать во все заинтересованные страны Европы для внедрения.
Затраты на повышение энергоэффективности на ближайшие 10 лет составят триллионы рублей. При этом менее десятой части будет выделено федеральным и региональными бюджетами. Чтобы привлечь остальные средства, нужны предсказуемые тарифы. Энергосервисная компания может обсепечить снижение затрат, но если ей тут же снизят тарифы, и вся экономия уйдет потребителям, других примеров оптимизации затрат ждать придется долго… Мы это хорошо понимаем… Но обоснованность и предсказуемость тарифов – это одно, а «коммунальный беспредел» – это другое. С ним будет жёсткая борьба.
Население очень часто лишено достаточной информации о ситуации в области энергоэффективности, новых технологий, мер, обеспечивающих снижение энергозатрат. Пропаганда и стимулирование культуры «энергетического спроса» создает мощный инструмент решения проблем энергетики и экологии.
Нужна разъяснительная работа и с бизнесом, и с населением. И направлена она должна быть и на разъяснение стоимости тарифа, и особенно на показ выгод от энергоаудита, установки приборов учета и других мер. Без местной власти и общественности эффективно этого не сделать. Здесь необходимо отметить опыт ряда субъектов федерации (например, Красноярского края), где создаются рабочие группы, куда входят представители профильных министерств и энергетических компаний. В группу может обращаться любой предприниматель, который хочет снизить затраты на электроэнергию. Здесь можно получить рекомендации по установке приборов учета, перезаключению договоров, и по другим преимущественно таким мероприятиям, которые не требуют капитальных вложений, но при этом существенно влияют на объемы платежей. Для энергоаудита у нас огромное поле, недаром запомнился сюжет из «Вестей» о пенсионерке, которая занялась консультированием организаций и частных лиц и проверкой счетов – и построила на этом новый дом.
Сейчас в Правительстве, в министерствах, в палатах Федерального Собрания идет серьезная дискуссия по 94-му ФЗ. Есть и предложения вывести энергосервисные контракты из-под действия закона «О госзакупках». Конечо, минимальная цена здесь не основной фактор, в то же время нужна и защита от «однодневок» и посредников. От сегодняшней конференции мы ждем точку зрения «энергетического сообщества» в отношении 94-го ФЗ.
Гармонизации отношений в сфере тарифов могло бы способствовать право местных и региональных властей отдавать энергосберегающим компаниям экономию на коммунальных услугах.
Объемы средств, которые теряет Россия от неэффективного использования энергии, сопоставимы с доходами нефтяной отрасли. Примеров безразличия к утечкам энергии по стране более чем достаточно. Это требует особенно активно использовать примеры интересного опыта и внедрения современных технологий. За последние месяцы несколько раз довелось побывать в Твери. На сегодня там всего один многоквартирный дом, соответствующий современным стандартам энергосбережения. Можно возмущаться тому, что дом только один. Но гораздо важнее, что сегодня специалисты «Тверьэнергосбыта» на примере этого дома сейчас планируют показать жителям эффект от внедрения систем учета и дифференцированного по времени суток тарифа. У нас есть примеры решительных действий органов власти субъектов федерации в области энергосбережения. Например, в Москве с начала года городские учреждения вправе отправлять 100% экономии по платежам на жилищно-коммунальные услуги на повышение зарплат. Мэр С.С. Собянин жестко требует внедрять энергосберегающие технологии при строительстве и капремонте жилья и при госзакупках.
Субъекты федерации ставят для своих программ по энергосбережению и энергоэффективности масштабные задачи. Например, объем программы Свердловской области – 288 млрд. руб. до 2020 года, поставлена задача экономии 188 млн. тонн условного топлива. Более чем серьезные целевые показатели уже сегодня подкреплены принятием программ во всех муниципалитетах области и высокими результатами по установке приборов учета. Губернатор и Правительство Свердловской области с огромным вниманием относятся к обмену опытом, идеями и технологиями в сфере энергоэффективности. Подтверждение этому – в Екатеринбурге только что прошел Всероссийский форум «Технологии энергоэффективности – 2011».
В заключение хочу сказать, что 16-17 мая в Санкт-Петербурге Совет Федерации, Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при партнерстве ЮНИДО проводит четвертый Невский международный экологический конгресс. Девиз форума – «Сохраним зеленый мир планеты».
Ожидается широкое международное участие. Конгресс является первым этапом подготовки к саммиту Рио +20. На Конгрессе в Санкт-Петербурге впервые будет презентоваться Глобальный энергетический доклад.
Мы будем рады видеть и приглашаем представителей «энергетического сообщества» России к участию в конгрессе.