23 марта 2011 в Страсбурге на 20-й сессии КМРВСЕ заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова выступила на тему «Энергообеспечение и энергоэффективность на региональном уровне».
Как заявила Светлана Орлова, тема энергообеспечения и энергоэффективности не нова для Конгресса, но сегодня, в условиях мирового кризиса, в свете событий в Японии и арабском мире, их актуальность только возрастает.
С одной стороны, считает российский парламентарий, события в Японии обеспокоили многих европейцев, поставив под сомнение будущее ядерной энергетики в ее нынешнем виде и открыв новые перспективы для альтернативных источников энергетики. «То, что вчера считалось дорогим и нерентабельным — в свете цены катастрофы в Фукусиме уже таким не кажется. Энергоэффективность выступает сегодня как реальный и рентабельный ресурс. С другой стороны, рост цен на нефть из-за арабских волнений также заставляет нас искать источники экономии, вплоть до ограничения скорости на автодорогах, как это сделали в Испании», — отметила С.Орлова.
Кризис показывает, продолжила заместитель Председателя Совета Федерации, что сама модель энергетического развития на базе старого способа потребления энергии изжила себя и все более противоречит императивам сохранения экобиосистемы Земли. «Насилие над природой оборачивается многими техногенными катастрофами для человечества, остановить которые становится все сложнее. Цивилизация – это не отдельно взятое государство или народ. Это – наша общая ответственность перед детьми и внуками», — заявила С.Орлова.
По мнению российского сенатора, государства-члены Совета Европы сталкиваются с истощением ископаемых энергоресурсов, и поэтому требуется ограничивать постоянный рост спроса на энергию, с одной стороны, а с другой — необходим быстрый переход к возобновляемым и устойчивым источникам энергии. «Важно иметь стабильный конструктивный диалог на местном и региональном уровне, обмен технологиями, механизмами», — уверена С.Орлова.
Как считает вице-спикера СФ, огромную роль в решении этих вопросов играет разработка национального законодательства, учитывающего важность энергоэффективности и роль местных и региональных властей. Она, в частности, рассказала, что в России два года назад принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», действует государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», разработана база подзаконных актов и с текущего года началась полномасштабная реализация закона. И заметила, что в европейских странах, являющихся лидерами в области энергосбережения, нормативно-правовая база разрабатывалась в среднем по 5-7 лет. По словам С.Орловой, субъекты Российской Федерации приняли свои программы энергосбережения и повышения энергоэффективности.
В настоящее время, рассказала зампред СФ, на региональном и местном уровне, урегулированы ряд вопросов: возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров с низкой энергоэффективностью, запрет на производство, импорт, продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, установлены требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, приняты правила, разработана госпрограмма утилизации таких ламп, вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности, а расчеты за энергоресурсы осуществляются по приборам учета, которыми оснащаются все юридические лица и госучреждения.
Она привела и другие примеры, которые позволяют достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании.
Как сообщила С.Орлова, экспертами посчитано, что мероприятия по энергоэффективности вносят наибольший вклад в сокращение выбросов СО2, а значит – в улучшение экологической ситуации.
Говоря о российском опыте, С.Орлова подчеркнула, что России интересен и передовой опыт европейских регионов и муниципалитетов в этой сфере. И предложила по линии Комитета по актуальным вопросам наладить сбор информации в виде базы данных по новым технологиям и передовому опыту в данной сфере. «Население очень часто лишено достаточной информации о ситуации в области энергоэффективности, новых технологий, мер, обеспечивающих снижение энергозатрат. Пропаганда и стимулирование культуры «энергетического спроса» создает мощный инструмент решения проблем энергетики и экологии», — отметила российский сенатор.
По словам С.Орловой, Россия рассматривает все аспекты сотрудничества с государствами Европы, включая трубопроводные. «При этом последовательно ведем дело к нахождению взаимоприемлемых подходов в решении задач обеспечения надежных и бесперебойных поставок энергоносителей в Европу, диверсификации их маршрутов», — пояснила российский законодатель.
Далее вице-спикер Совета Федерации рассказала о перспективах работы крупных инфраструктурных проектов «Северный поток» и «Южный поток», об их значении для стран Европы. «Новая газопроводная система будет отвечать самым современным экологическим и технологическим требованиям и значительно повысит безопасность энергоснабжения всего европейского континента. Ряд европейских стран поставили перед Евросоюзом вопрос о придании проекту статуса приоритетной трансъевропейской сети. Надеемся, что эта инициатива будет поддержана и население европейских государств получит надежный источник энергии», — отметила С.Орлова.
Как считает заместитель Председателя СФ, взаимодействие России с государствами Европы в энергетической сфере является многоплановым. «Примером служит сотрудничество в области биотоплива и биожидкостей, реализация пилотного инвестиционного проекта строительства ветропарка ВЭС 100МВт в Краснодарском крае. Проект находится в высокой степени подготовки и будет задействован в период Зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи», — пояснила российский сенатор.
По словам С.Орловой, в настоящее время активно развивается сотрудничество России и Европы в области улавливания и хранения углерода и технологии чистого угля. В частности, заметила она, Россия представила новую технологию подземной газификации угля (ПГУ) на месте его естественного залегания, что открывает возможность производства не только газового энергоносителя для генерации электроэнергии, но и синтез-газа для получения синтетических углеводородов. И сообщила, что также предлагается осуществить совместный пилотный проект ПГУ по новой технологии, а результаты его эксплуатации передать во все заинтересованные страны Европы для внедрения.
«Наша цель – устойчивое безопасное развитие в Европе и во всем мире. Энергетика, экология, экономика, нацеленные на комфортные условия жизни, бизнеса, отдыха – наша повседневная забота и задача. В этих вопросах роль местных и региональных властей всегда была и будет ведущей», — заявила вице-спикер Совета Федерации.
С. Орлова проинформировала участников сессии о том, что 16-17 мая в Санкт-Петербурге Совет Федерации – палата регионов, Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при партнерстве ЮНИДО проводит четвертый Невский международный экологический конгресс. Девиз форума – Сохраним зеленый мир планеты. На пленарной дискуссии выступит Председатель КМРВСЕ Кейт Уитмор.
По словам заместителя Председателя СФ, Конгресс является первым этапом подготовки к саммиту Рио +20. Она рассказала, что на Конгрессе в Санкт-Петербурге пройдет первая презентация Глобального энергетического доклада, в котором описаны все элементы энергетики: ресурсы, доступ, энергоэффективность и т.д. Завершая свое выступление, С. Орлова пригласила участников заседания принять участие в работе четвертого Невского международного экологического конгресса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ СВЕТЛАНЫ ОРЛОВОЙ НА ТЕМУ «ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»
23 марта 2011
Тема энергообеспечения и энергоэффективности не нова для Конгресса. Мы неоднократно обсуждали эти вопросы. Но сегодня, в условиях мирового кризиса и в свете событий в Японии и арабском мире, их актуальность только возрастает.
С одной стороны, события в Японии обеспокоили многих европейцев, поставив под сомнение будущее ядерной энергетики в ее нынешнем виде и открыв новые перспективы для альтернативных источников энергетики.
То, что вчера считалось дороги и нерентабельным — в свете цены катастрофы в Фукусиме уже таким не кажется. Энергоэффективность выступает сегодня как реальный и рентабельный ресурс.
С другой стороны, рост цен на нефть из-за арабских волнений также заставляет нас искать источники экономии (вплоть до ограничения скорости на автодорогах, как это сделали в Испании).
Кризис показывает, что сама модель энергетического развития на базе старого способа потребления энергии изжила себя и все более противоречит императивам сохранения экобиосистемы Земли.
В целом государства-члены Совета Европы сталкиваются с истощением ископаемых энергоресурсов, и поэтому требуется ограничивать постоянный рост спроса на энергию, с одной стороны, а с другой — осуществить быстрый переход к возобновляемым и устойчивым источникам энергии.
Важно иметь стабильный конструктивный диалог на местном и региональном уровне, обмен технологиями, механизмами.
Огромную роль играет разработка национального законодательства, учитывающего важность энергоэффективности и роль местных и региональных властей.
В России два года назад принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», разработана база подзаконных актов и с текущего года началась полномасштабная реализация закона. Замечу, что в европейских странах, являющихся лидерами в области энергосбережения, нормативно-правовая база разрабатывалась в среднем по 5-7 лет.
Действует государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
Субъекты Российской Федерации приняли программы энергосбережения и повышения энергоэффективности.
В настоящее время на региональном и местном уровне урегулированы следующие вопросы:
— Возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров с низкой энергоэффективностью.
— Запрет на производство, импорт, продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. Установлены требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, приняты правила, разработана госпрограмма утилизации таких ламп.
— Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности.
— расчеты за энергоресурсы осуществляются по приборам учета, которыми оснащаются все юридические лица и госучреждения.
— Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всеми регионами и муниципалитетами, госкомпаниями, бюджетными учреждениями.
— Энергосервисные контракты позволяют достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту — часть стоимости сэкономленных ресурсов.
— Применяются долгосрочные методы тарифного регулирования.
— Создана Государственная информационная система.
— Предусмотрены формы господдержки: налоговые льготы, возмещение процентов по кредитам, предоставление субсидий на реализацию лучших региональных, муниципальных программ.
— Энергоэффективность увязана с техническим регулированием.
Экспертами посчитано, что мероприятия по энергоэффективности вносят наибольший вклад в сокращение выбросов СО2. А значит – в улучшение экологической ситуации.
Активно функционирует рабочая группа по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, разрабатывает нормативную базу и реализует пилотные проекты.
В рамках проекта «Энергоэффективный социальный сектор» на пилотных объектах в 9 регионах (Калужская область, Тверская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Пермский край, ХМАО, Красноярский край, Нижегородская область, Новгородская область) проведены обследования в школах.
Разработаны экономические модели реализации энергосберегающих мероприятий. В сфере теплоснабжения для бюджетных учреждений рекомендованы к внедрению мероприятия по установке теплоотражающих экранов, автоматизированного индивидуального теплового пункта.
В сфере электроснабжения идет замена ламп накаливания и люминесцентных ламп старого образца на современные энергосберегающие, а также реконструкция наружного освещения.
Сроки окупаемости до 7 лет, а по многим до 3-х лет. Достигаемые эффекты про энергосбережению 20-25%.
В рамках проекта «Энергоэффективный город» пилотные проекты реализуются в 4 городах – Тюмень, Апатиты, Воркута и Казань. Проведены энергетические обследования, разработаны бизнес кейсы и начато внедрение энергосберегающих мероприятий на основе энергосервисных контрактов.
Для запуска типовых проектов в сфере ЖКХ и больших проектов повышения энергоэффективности в электроэнергетике и промышленности специальной запланировано предоставление государственных гарантий федерального бюджета по привлекаемым кредитам.
В рамках Госпрограммы также запланированы средства на софинансирование региональных программ энергоэффективности.
Это о российском опыте. Но нам интересен и передовой опыт европейских регионов и муниципалитетов в этой сфере.
Поэтому предлагаю по линии Комитета по актуальным вопросам наладить сбор информации в виде базы данных по новым технологиям и передовому опыту в данной сфере.
Население очень часто лишено достаточной информации о ситуации в области энергоэффективности, новых технологий, мер, обеспечивающих снижение энергозатрат. Пропаганда и стимулирование культуры «энергетического спроса» создает мощный инструмент решения проблем энергетики и экологии.
Конечно, любая услуга должна быть доступна по приемлемым ценам. А этому, в свою очередь, способствует конкуренция энергетических компаний, развитие малой и альтернативной энергетики, оптимизация топливно-энергетического баланса. К примеру, экспериментальная Кислогубская ПЭС использует энергию морского прилива в Мурманской области.
В целом по России объекты малой гидроэнергетики составляют 10%, энергетические установки малой мощности 85%, а возобновляемые источники энергии 5% от общего числа объектов малой энергетики. 93% установок малой мощности – дизельные электростанции (ДЭС) и основная масса ДЭС находится в ДФО – это Республика Саха (Якутия) и Чукотский АО.
Для примера. В Германии 17 процентов энергии поставляют возобновляемые источники. Атомные электростанции производят примерно четверть электричества. Более половины энергопроизводства приходится на газ и уголь. Добыча угля на территории Германии прекращается в 2018 году.
Отказ от мирного атома, газа и угля требуют многомиллионных инвестиций в развитие альтернативной энергетики. И это вопрос многих лет. Что касается надежного и безопасного энергообеспечения, то это самая насущная проблема.
В сфере энергоэффективности особенно высоко значение человеческого фактора. В каждом территориальном образовании должны создаваться условия для развития новой энергетической культуры и переориентации на экологические ценности.
С 2000-го года началось стратегическое партнерство в энергетическом секторе Россия-ЕС. Совместная тематическая группа реализует Инициативу по энергоэффективности.
По прогнозу экспертов в экономической зоне ЕС импорт энергоносителей к 2030 году будет составлять 70%, в том числе импорт нефти может вырасти с 76% до 90%, импорт газа — с 40% до 70%, угля — с 50% до 70%.
Напомню, России принадлежит 26,6% мировых запасов природного газа, до 13% разведанных запасов нефти, около 20% разведанных запасов каменного угля. Сегодня более 90% экспортируемых российских энергоносителей поставляется в государства Европы.
Россия рассматривает все аспекты сотрудничества с государствами Европы, включая трубопроводные, в комплексе. При этом последовательно ведем дело к нахождению взаимоприемлемых подходов в решении задач обеспечения надежных и бесперебойных поставок энергоносителей в Европу, диверсификации их маршрутов.
Проект «Северный поток» — принципиально новый маршрут для экспорта российского природного газа в Европу, крупный инфраструктурный проект. Он призван стать ключевым звеном в обеспечении европейского энергетической безопасности, о чем свидетельствует и наличие у него статуса трансъевропейской энергетической сети.
Газопровод станет полностью экономически безопасным, надежным и бесперебойным маршрутом поставок газа. При его строительстве используется самые современные технологии и системы контроля.
Проект строительства газопровода «Южный поток» это также важный элемент диверсификации маршрутов транспортировки российского газа в страны Европы. Это – реальный шаг по пути обеспечения их энергетической безопасности, и в первую очередь на региональном и местном уровне.
Новая газопроводная система будет отвечать самым современным экологическим и технологическим требованиям и значительно повысит безопасность энергоснабжения всего европейского континента.
Ряд европейских стран поставили перед Евросоюзом вопрос о придании проекту статуса приоритетной трансъевропейской сети. Надеемся, что эта инициатива будет поддержана и население европейских государств получит надежный источник энергии.
Высоко оцениваем принятое Турцией решение о выдаче разрешения на проведение исследований в исключительной экономической зоне этой страны в акватории Черного моря.
Этот шаг позволил приблизить сроки реализации проекта газопровода «Южный поток».
Взаимодействие России с государствами Европы в энергетической сфере является многоплановым. Примером служит сотрудничество в области биотоплива и биожидкостей, реализация пилотного инвестиционного проекта строительства ветропарка ВЭС 100МВт в Краснодарском крае. Проект находится в высокой степени подготовки и будет задействован в период Зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.
Развивается сотрудничество России и Европы в области улавливания и хранения углерода и технологии чистого угля. Россия представила новую технологию подземной газификации угля (ПГУ) на месте его естественного залегания. Это открывает возможность производства не только газового энергоносителя для генерации электроэнергии, но и синтез-газа для получения синтетических углеводородов. Предлагается осуществить совместный пилотный проект ПГУ по новой технологии, а результаты его эксплуатации передать во все заинтересованные страны Европы для внедрения.
Уважаемые коллеги! Наша цель – устойчивое безопасное развитие в Европе и во всем мире. Энергетика, экология, экономика, нацеленные на комфортные условия жизни, бизнеса, отдыха – наш повседневная забота и задача. В этих вопросах роль местных и региональных властей всегда была и будет ведущей.
В заключение хочу сказать, что 16-17 мая в Санкт-Петербурге Совет Федерации – палата регионов, Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при партнерстве ЮНИДО проводит четвертый Невский международный экологический конгресс. На пленарной дискуссии выступит Председатель нашего Конгресса Кейт Уитмор.
Конгресс является первым этапом подготовки к саммиту Рио +20. На Конгрессе в Санкт-Петербурге впервые будет презентоваться Глобальный энергетический доклад, где описаны все элементы энергетики: ресурсы, доступ, энергоэффективность и т.д. (подготовлен с учетом позиций 20 ведущих международных организаций).
Мы будем рады видеть и приглашаем делегации всех стран к участию в конгрессе.
Спасибо за внимание.