Председатель Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров принял участие в совместном заседании Минэнерго России и Российского союза промышленников и предпринимателей «Приоритетные меры поддержки и развития ВИЭ как высокотехнологичной отрасли экономики РФ. Международный опыт и российские реалии».
В своем выступлении Максим Быстров рассказал о предварительных результатах действующей программы поддержки генерации на основе ВИЭ в России до 2024 года и детально осветил предложения, касающиеся следующего этапа развития ВИЭ-генерации.
«По мнению Совета рынка, приоритетом следующего этапа развития ВИЭ-генерации в России должно стать достижение конкурентоспособности отрасли ВИЭ как на внутренних, так и на внешних рынках», — сказал он.
Председатель Правления Ассоциации добавил, что подобная перспектива реальна при выполнении определенных условий.
Так, общие рамочные условия должны предусматривать задействование финансовых и налоговых льгот, с постепенным смещением поддержки отрасли на оптовом рынке в сторону развития добровольного спроса, минимизации технических и административных ограничений, реализации потенциала ВИЭ в изолированных энергосистемах, в экспортном направлении, микрогенерации у потребителей и прочее.
«Если государство действительно заинтересовано в развитии этой отрасли, надо выходить в Правительство России, в Минфин России и просить субсидировать процентную ставку. Что касается развития ВИЭ-генерации в изолированных энергорайонах, то здесь тоже нужна четко сформулированная господдержка. Потому что, если этого не случится, то инвесторам вряд ли будет интересно. Можно было бы, например, гарантировать инвесторам долгосрочный тариф – такой, который сейчас есть у дизельной генерации», — подчеркнул Максим Быстров.
Говоря о добровольном спросе, он отметил, что в Ассоциацию поступают обращения от компаний из списка RE100, которые готовы покупать «зеленую» энергию по более высокой цене.
По словам Максима Быстрова, для достижения всех этих целей, во-первых, имеет смысл перейти от конкурса по размеру капекса к отбору проектов по критерию минимальной одноставочной цены. Необходимо наметить срок, когда может быть достигнут «сетевой паритет», и к этому моменту постепенно снижать стоимостные параметры.
Во-вторых, можно попробовать применить хорошо зарекомендовавшую себя на отборах КОМ наклонную кривую спроса, то есть «плавающий» в зависимости от цены объем отбора.
Также создание условий справедливой конкуренции предполагает применение принципа нейтральности для отборов – как в отношении различных типов ВИЭ, так и в поддержании «сетевого паритета» следует выбрать наиболее экономически эффективное решение, вместо того, чтобы пытаться получить заранее заданное соотношение объемов вводов по каждому типу генерации.
«И все-таки одно из важнейших условий развития ВИЭ в России после 2024 года – это постепенное замещение обязательных мер поддержки на добровольные», — сказал Председатель Правления Ассоциации.
Максим Быстров отметил, что существует два возможных сценария развития ВИЭ на период 2025-2035гг. Первый сценарий, предложенный УК «Роснано» и озвученный инвесторами, предусматривает ввод 10 ГВт установленной мощности на ОРЭМ, которые будут стоить рынку 1,77 трлн рублей за весь период реализации программы (1,35 трлн рублей – если будут льготы по налогам и стоимости финансирования). Второй сценарий, предложенный Ассоциацией «НП Совет рынка», предполагает 5,32 ГВт вводов мощностей на ОРЭМ, которые дадут 0,94 трлн рублей дополнительной нагрузки на рынок (0,72 трлн рублей при применении льгот по налогам и стоимости финансирования). Также оба сценария предполагают ввод более 5 ГВт на смежных рынках.
«Оба сценария Правительство России вполне может рассматривать», — отметил он.
И завершая свое выступление, Председатель Правления Ассоциации остановился на критериях допуска к отбору ВИЭ-генерации. По его словам, для того, чтобы отбор был эффективным, заявка должна удовлетворять как минимум одному из следующих условий: проект способствует экспорту оборудования или технологий ВИЭ; проект осуществляется в зоне децентрализованного энергоснабжения; проект предусматривает предоставление регулировочных мощностей для компенсации нестабильной выработки на ВИЭ; проект способствует оптимизации затрат на электроснабжение, например, сокращает затраты на сетевое строительство, или снижает перекрестное субсидирование, или уменьшает бюджетные затраты на электроснабжение и так далее.