Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"

Какие кадры для индустрии ресурсосбережения нужны России

16.03.2016
 

24 июня 2015 года состоялось очередное заседание Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации. Темой обсуждения стали вопросы, связанные с выбором приоритетов научно-технологического развития страны.

Одним из важнейших направлений новой научно-технологической стратегии президент России В.В. Путин предложил повышение энерговооружённости экономики и энергосбережение. Эти проблемы должны быть включены в программу научных исследований и опытно-конструкторских разработок на ближайшие десятилетия. До 1 сентября 2016 года новая стратегия научно-технологического развития России должна быть разработана и утверждена.[1]

В России, обладающей богатыми и разнообразными природными ресурсами, идея рационального использования ресурсов не была популярной, поэтому обсуждение на высоком уровне научно-технологической стратегии страны является знаковым событием, считает ученый секретарь Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Алла Васильевна Журавлева.

Дело в том, что энергоемкость ВВП России в 3-3,5 раза выше, чем в развитых странах мира, анализирует проблему член Президиума Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Александр Сергеевич Зыков.

Конкурентоспособность российских товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках остается крайне низкой. Даже такой лидер мировой атомной промышленности, как ГК «Росатом», не следуя в ногу со временем и не соответствуя современным мировым требованиям, рискует потерять значительную часть портфеля зарубежных заказов инжиниринговых услуг. Безусловно, необходим скорейший переход с устаревших технологий на новые, более эффективные, как с точки зрения энергопотребления, так и качества и безопасности их управления.

Президентом и Правительством РФ поставлена задача снижения к 2020 году энергоемкости ВВП России не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности стала одним из стратегических направлений модернизации экономики России, ее главная цель на ближайшие 10 лет это повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на рынках за счет снижения энергоемкости, рациональное использование энергоресурсов страны, а ее инструмент — внедрение инновационных технологий в области эффективного энергопотребления.

Состояние и проблемы

Индустрия ресурсосбережения в России переживает период своего становления. Сделано вроде бы много, включая большие государственные инвестиции, а в результате реально продвинулись ненамного, без выполнения ежегодных плановых ключевых показателей, — сетует А. С. Зыков.

Так, за последнее годы заложены основы нормативно-правовой системы отрасли, действует основной 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», приняты и реализовываются государственные целевые программы, в том числе «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», утвержденная Правительством РФ в 2009.[2]

Однако по многим направлениям предпринятых мер оказывается недостаточно, поэтому целевые показатели практически по всем отраслям экономики не достигаются. Проблемы носят комплексный,системообразующий характер, включают правовые, организационные, научно-технические, информационные, технологические, кадровые аспекты.

Основные проблемы, комментирует А. С. Зыков, сводятся к следующему: нет комплексного и системного анализа проблемы и, как следствие, видения путей реализации использования потенциала этого актуального направления для развития экономики страны. Законы и Указы президента РФ не являются законодательными актами прямого действия в области энергосбережения и энергоэффективности; федеральные, региональные и отраслевые программы энергосбережения внедряются без проведения независимой финансово-экономической и технологической экспертизы проектов и отчетности. Не разработаны четкие критерии оценки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, входящих в них параметров и требований; не разработаны критерии эффективного внедрения энергосберегающего технологического оборудования. Нет постоянно обновляющегося перечня лучших практик энергосберегающих технологий и энергоэффективного технологического оборудования. Нет государственной политики в области подготовки специалистов в данном направлении.

Реальное повышение энергоэффективности любого нового крупного либо подлежащего модернизации промышленного объекта можно достичь только при обоснованном внедрении энергоэффективных технологий (оборудования) и технических решений в проектную документацию, однако, в постановлении Правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»[3] даже нет раздела «Энергосбережение и энергоэффективность». Корень решений должен соответствовать характеру проблемы и быть таким же комплексным и системным.

Самостоятельную тему составляет отсутствие научно-технической базы и подготовленных специалистов, в том числе преподавателей, экспертов и управленцев. Это объясняется невыстроенной государственной политикой в области исследования энергоэффективных технологий и подготовки специалистов на данном направлении, который представляет особый класс специалистов, требующих специализированной подготовки и сертификации. Существует множество вопросов, связанных с развитием собственной национальной инфраструктуры и использованием мирового опыта. В России крайне мало отраслевых учебных и научно-технических центров энергосбережения и повышения энергоэффективности. Необходимо активное создание подобных федеральных и региональных центров, а также формирование федерального отраслевого реестра признанных НДТ и оборудования.

Наука и практика

В соответствии с выбранными приоритетами государственной научно-технической стратегии надо готовить кадры, развивать научную национальную инфраструктуру. Для того чтобы привлечь добывающие (генерирующие) компании и промышленные предприятия в научно-исследовательские проекты, направленные на решение проблем ресурсосбережения, начать финансировать профильные НИОКРы и экологические программы, говорит А. С. Зыков, – нужны экономические стимулы, закрепленные в принятых нормативно-правовых актах. Также нужно формировать понимание перспективности и прибыльности этой деятельности, прежде всего, у руководства крупных добывающих (генерирующих) компаний и промышленных предприятий. Зачастую нынешние работодатели сами не осознают рентабельности вложений в эту деятельность, поэтому них отсутствует спрос на подобные услуги и специалистов.

Эффективные методики оценки эффективности энергоэффективных программ

Кадровая проблема играет ключевую роль, ее самыми острыми углами является неподготовленность кадрового состава всех органов власти, отвечающих за это направление, отсутствие в стране кластера специально подготовленных и сертифицированных специалистов – энергоменеджеров, энергоаудиторов, специалистов по комплексному внедрению частотно-регулируемого электропривода. Тарифно-квалификационные справочники не содержат упоминаний о специалистах из индустрии энергосбережения.

Система среднего и высшего профессионального образования не ведет подготовку по этим направлениям, отсутствуют образовательные стандарты и учебные программы, специальная литература и учебные лаборатории, в конце концов, нет центров обучения преподавателей по профильным предметам, которые имели бы соответствующие сертификаты. Работающих сегодня в России специалистов и экспертов в области энергосбережения можно пересчитать по пальцам, их число крайне недостаточно, чтобы покрыть запросы отрасли.

Одним из главных научно-образовательных центров, целенаправленно и системно занимающихся решением теоретических и прикладных проблем энергосбережения и готовящих квалифицированныхспециалистов для отрасли является Национальный исследовательских университет «МЭИ», который занимает активную позицию по привлечению к подготовке такого рода специалистов без государственной и частной поддержки с выдачей диплома государственного образца и реализует программы подготовки и повышения квалификации специалистов на основе уже имеющегося высшего технического образования. Но ежегодно стране нужны тысячи энергоаудиторов и энергоменеджеров, а сейчас мы готовим десятки специалистов, отмечает Зыков.

Важна роль просвещения и обучения населения в области энергосбережения,отмечаетУченый секретарь Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности А.В. Журавлева. Причем нужно работать со всеми возрастными группами, включая самых маленьких и старших. Подготовка и распространение специализированных информационных и просветительских материалов, использование дистанционных технологий, циклы программ на радио и телевидении, в сети Интернет, благодаря которым каждый школьник, пенсионер и домохозяйка будут не только понимать экономику и финансовые выгоды использования энергосберегающих средств и технологий, но и получат исчерпывающие сведения о путях приобретения этих выгод.

Стандарты помогут

В настоящее время в России формируется национальная система квалификаций, основой которой станут профессиональные стандарты для специалистов разных отраслей.

Национальная система квалификаций обещает в ближайшем обозримом будущем обновить действующую тарифно-квалификационную систему, образовательные стандарты и программы обучения, узаконить новые профессии и виды профессиональной деятельности.

Начата подготовка профессиональных стандартов и для индустрии ресурсосбережения. Ее инициатором стал Национальный союз энергосбережения. Первыми стали стандарты для специалистов отрасли обращения с отходами (ТКО, медицинские и биологические), но на очереди и стандарты для энергоменеджеров, энергоаудиторов и других специалистов отрасли.

Очевидно, что слабость кадрового потенциала на всех уровнях управления, научно-технического обеспечения и собственно профессиональной деятельности становится барьером для развития, для роста самой индустрии, науки и высшей школы, поддерживающей эту индустрию и задающей маршруты ее развития.

В современном мире лидерство и устойчивое развитие обеспечивается, в первую очередь, технологическим превосходством, требующим достаточного количества не только энергии и ресурсов, наилучших доступных ресурсосберегающих технологий, но и квалифицированных специалистов, которые в итоге решают все.

Каринэ Арамян,

к.и.н., доцент

 

[1] Перечень поручений Президента России по итогам заседания Совета при Президенте России по науке и образованию, состоявшегося 24 июля 2015 г. (https://kremlin.ru/events/councils/by-council/6/50006)

 

2 Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р

 

3 Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87

https://kapital-rus.ru/articles/article/282276/

 

Новости