1. Максим Алексеевич Титов, руководитель Программы в Северо-западном регионе Программа по стимулированию инвестиций в энергосбережение, Международная финансовая корпорация (IFC), Группа Всемирного банка «Инвестиции в энергосбережение». 2. Интервью с Майлзом Стампом, руководителем Программы по стимулированию инвестиций в энергосбережение Международной финансовой корпорации (IFC), о потенциале для энергосбережения в России. 3. Краткая информация о Международной финансовой корпорации (IFC).
1. Максим Алексеевич Титов, руководитель Программы в Северо-западном регионе
“Инвестиции в энергосбережение”
Прежде всего, разберемся с определением: под инвестициями в энергосбережение понимаются любые инвестиции, результатом которых является улучшение использования энергии. Что измеримо – либо как общее снижение энергозатрат, либо как снижение энергопотребления на единицу выпускаемой продукции. Выгоды от внедрения энергоэффективных технологий могут быть достигнуты несколькими способами: напрямую через целевые инвестиции (например, установка датчиков в котельной, применение двигателей с переменной частотой вращения, и т.п.) или же как побочный эффект от замены старого оборудования на новое, более эффективное (например новая котельная, новая печь для булочной и т.п.). Инвестиции в энергоэффективность могут осуществляться в промышленности, муниципальном секторе (уличное освещение, отопление жилых домов).
Изучение энергосбережения в России
В 2002 – 2003 годах голландско-российской исследовательской компанией Lighthouse по заказу Международной финансовой корпорации (IFC) было проведено исследование рынка энергосбережения России.
Основные выводы этого исследования:
Россия имеет огромный потенциал для инвестиций в энергосбережение. Прежде всего, потребление энергии в российской промышленности превышает уровень аналогичных предприятий других стран на 40 – 220%. В результате, потенциальная экономия от внедрения энергоэффективных технологий для российской промышленности была оценена в 24,2 миллиарда долларов США ежегодно. Кроме того, энергетический сектор переживает этап реформирования, и цены на энергоносители продолжат расти в будущем, что делает инвестиции в энергосбережение более привлекательными
Разница стоимости энергоносителей в регионах России значительна, поэтому в одних регионах потребность в инвестициях энергосбережение ощутимо выше, чем в других
Инвестирование чаще осуществляется компаниями за счет собственных средств, чем за счет привлечения заемного финансирования. Не в последнюю очередь это обусловлено высокими процентными ставками по кредитам
Выявлено три основных препятствия для внешнего финансирования энергосберегающих проектов со стороны финансовых учреждений (в первую очередь, банков и лизинговых компаний). Первый барьер – это недостаток долгосрочных финансовых ресурсов. Второе препятствие – это отсутствие опыта оценки инвестиций в энергосбережение со стороны банков, и как следствие завышение рисков при оценке соответствующих проектов. Третье препятствие – это недостаток опыта подготовки и реализации инвестиционных проектов в сфере энергосбережения у местных компаний, а также отсутствие (или недостаточное развитие) компетентных консультационных и энергосервисных компаний.
На чем основан опыт IFC: пример Венгрии
С 1997 года IFC осуществляет программу по инвестициям в энергоэффективные технологии в Венгрии. Программа состоит из финансовой части (предоставление гарантий по кредитам), а также консультационной поддержки по сделкам.
Сочетание консультирования по сделкам с гарантиями позволило IFC оказать существенное воздействие на рынок энергоэффективных технологий Венгрии. В результате работы Программы IFC венгерские банки пересмотрели свой консервативный подход к проектам в сфере энергоэффективности. Это выразилось в следующем:
Банки научились оценивать энергосбережение и учитывать соответствующие денежные потоки для расчета возврата средств по кредитам
Банки стали требовать меньше обеспечения по кредитам, связанным с энергоэффективными проектами
Существенно снизился обязательный процент собственных средств заемщика, требуемых банками для финансирования инвестиционных проектов в сфере энергосбережения
Банки ввели в штат специалистов по энергосберегающим проектам (по меньшей мере по одному человеку в каждом банке, участвовавшем в Программе)
Кроме того, программа IFC помогла развитию рынка инвестиций в энергосбережение. Так, венгерский “Raiffeisen Bank” сперва только финансировал сделки через свою лизинговую компанию “Raiffeisen Leasing”. Затем, убедившись в том, что такие инвестиции окупаются значительно быстрее, чем это было предусмотрено проектами, “Raiffeisen Bank” создал свою собственную энергосервисную компанию “SYNESCO”.
Что ожидает нас в 2006 году
Развитие инвестиций в энергосбережение в России тормозится уже отмеченными тремя факторами: недостаток “длинных” денежных ресурсов, отсутствие у банков опыта оценки проектов по энергосбережению, отсутствие у компаний (заемщиков, консультантов) опыта подготовки и реализации таких проектов.
Крупные компании, обладающие значительными собственными ресурсами, будут (и уже делают это) внедрять собственные программы по энергосбережению. Так всегда бывает: лучше всего считают деньги те, у кого они есть. Но есть еще одна особенность: даже самые устойчивые в финансовом плане компании берут деньги в долг, когда им это выгодно. Поэтому самые продвинутые компании из числа состоятельных, будут прибегать и к внешним инвестициям для реализации собственных энергосберегающих проектов.
Необходимо отметить, что и в России уже промышленные предприятия проявляют интерес к энергосберегающим проектам. Некоторые крупные российские компании приступили к реализации собственных программ энергосбережения. Например, ОАО “Заволжский моторный завод” в рамках комплексной программы “Энергосбережение” получило за первое полугодие 2005 года экономию от снижения затрат на энергоресурсы 30,6 млн. рублей.
Один из энергосберегающих инвестиционных проектов в России имел следующие показатели:
Предприятие запланировало переход от централизованного парового отопления к собственной системе теплоснабжения (независимое производство тепла газовыми инфракрасными излучателями). Общие затраты предприятия на энергоресурсы составляли 1,2 млн. долларов США в год. Инвестиции в 546 тысяч долларов на установку инфракрасных излучателей привели к снижению затрат на теплоснабжение на 123 тыс. долларов в год.
Что же касается остальных – у них появится возможность воспользоваться предложенной IFC Программой по стимулированию инвестиций в энергосбережение. Банки и лизинговые компании – партнеры IFC по этой Программе – будут кредитовать проекты в сфере энергосбережения на срок до пяти лет. Начнется постепенное развитие этого сегмента инвестирования, и произойдет поэтапное вхождение в него новых партнеров: банков, лизинговых компаний, а также появление полноценных энергосервисных компаний, предоставляющих полный спектр услуг в сфере инвестиций в энергоэффективные проекты.
2. Интервью с Майлзом Стампом, руководителем Программы по стимулированию инвестиций в энергосбережение, о потенциале для энергосбережения в России.
Почему энергосбережение важно в такой стране как наша, с дешевой и доступной энергией?
МС: За последние пять лет цены на энергию в России выросли втрое в долларовом выражении. Курс рубля стабилен относительно доллара и евро, и местные производители наблюдают как растут их затраты, в то время как импортные товары становятся доступнее с каждым днем.
Пока цены на энергоносители в России ниже, чем в развитых странах, но эта разница постепенно уменьшается, а потребление энергии растет. Согласно данным Международного Энергетического Агентства, в 2003 году Россия использовала для производства одной единицы ВВП в 16 раз больше энергии, чем такие страны, как Дания, Япония, Швейцария, Норвегия и Великобритания.
С одной стороны, эта ситуация может казаться тупиковой, но с другой стороны, она заключает в себе огромные возможности. Инвестиции в энергосбережение зачастую окупаются за очень короткий период времени: 1 – 4 года. Модернизация производственного оборудования также часто снижает потребление энергии на единицу продукции, и если учитывать такую экономию при инвестиционных расчетах, можно легче найти финансирование.
Что собирается делать IFC для популяризации инвестиций в энергосберегающие технологии?
МС: Мы развиваем специальную программу долгосрочного кредитования российских коммерческих банков, направленную на финансирование исключительно энергосберегающих проектов. Это позволит банкам кредитовать компании на срок до пяти лет. Таким образом срок окупаемости проекта “уложится” в срок кредитования, и в результате проект будет окупаться за счет энергосбережения.
В то же время, IFC предоставляет консультационную поддержку финансовым учреждениям и заемщикам. Такая поддержка включает в себя техническую оценку, помощь в выборе технологий и поставщиков оборудования, а также консультирование на этапе подготовки инвестиционного предложения.
Известно, что риск отражается в стоимости кредитных ресурсов. Если банк хорошо представляет себе технологию и видит, что энергоэффективность снижает затраты заемщика и защищает его от роста цен на топливо, это повлияет на оценку таких инвестиций, как снижающих уровень риска компании – заемщика. Что, в свою очередь, отразится на предоставлении по подобным проектам привлекательных процентных ставок.
Как топ-менеджеры могут воспользоваться такой возможностью?
МС: Руководителям нужно внимательно взглянуть на свои производства, и они обязательно найдут возможности для экономии, в том числе, в сфере энергопотребления. В принципе, на любой фабрике или заводе, построенных более десяти лет назад, можно найти целый “букет” проблем, или возможностей для технологических улучшений. Поговорите со своим главным инженером и энергетиком о тех возможных улучшениях, которые они видят. Затем свяжитесь с IFC и давайте обсудим, как мы можем совместно разработать план будущих инвестиций, и получить финансирование на привлекательных условиях.
Приведите пару примеров энергосберегающих технологий
МС: Одна из наиболее распространенных технологий с большим потенциалом для улучшений – это котельные. Современные технологии способны существенно уменьшить потребление энергоносителей, снизить затраты на обслуживание, даже повысить КПД. Кроме того, замена котельной часто позволяет компании перейти с экологически грязного и дорогого угля или мазута на более дешевое и чистое топливо, такое как газ или древесные гранулы.
Вообще-то, есть три типа технологий, которые дают значительный энергосберегающий эффект:
общие технологии для многих предприятий, связанные с использованием энергии: двигатели с переменной частотой вращения, теплообменники, сжатый воздух, освещение, пар, охлаждение, сушка, и пр.;
более эффективное производство энергии, включая современные котельные, когенерацию (тепло и электричество), а также тригенерацию (тепло, холод, электричество);
промышленное оборудование: когда старое заменяется новым, более эффективным оборудованием.
Кроме того, производство пеллет (древесных гранул) и другого биотоплива, энергия ветра и прочие так называемые альтернативные источники энергии, в случае их коммерческого использования и рентабельности, могут также финансироваться банками и лизинговыми компаниями, сотрудничающими с IFC.
Как это происходит на практике?
МС: Например, компания “А” собирается заменить котельную. Компания связывается с IFC и предоставляет нам основные сведения о потенциальном проекте, такие как потребление топлива (и других ресурсов) в котельной. Эксперты IFC проводят обследование предприятия, причем не только котельной, но и производственного комплекса в целом, и определяют потенциальные возможности для энергосбережения, а также соответствующую потребность в инвестициях.
Новая котельная компании “А” может сэкономить 100 000 долларов США на топливе, заработной плате, и других расходах. Мы рассчитываем, что котельная окупится полностью, включая выплату процентов, за четыре года, только за счет такой экономии. После окончания периода окупаемости компания получает чистую экономию в 100 000 долларов ежегодно по сравнению с ситуацией, когда работала старая котельная.
Что вы прогнозируете на этот год?
МС: Я бы не хотел давать пустых обещаний, но наши встречи с российскими предприятиями показывают, что бизнес начинает понимать – время снятия сливок и получения сверхприбылей проходит. Пора считать деньги. Вы конечно можете ездить на роскошном внедорожнике, потребляющем уйму бензина, поскольку в России очень важен статус бизнесмена, подкрепленный внешними атрибутами. Но зачем “топить банкнотами” старую котельную “образца одна тысяча девятьсот какого-то там” года? Тем более, когда можно заменить ее новой, автоматической, производящей больше тепла и потребляющей в 3 раза меньше энергии? Поэтому мы прогнозируем рост интереса к энергосберегающим технологиям, а также постепенное увеличение инвестиций в этот перспективный (в условиях роста цен на энергоносители) сегмент российской экономики.
3. Информация о Международной финансовой корпорации (IFC)
Международная финансовая корпорация (www.ifc.org) — инвестиционное подразделение Группы Всемирного банка. Головной офис корпорации находится в Вашингтоне. IFC координирует свою деятельность с другими институтами Группы Всемирного банка, но имеет полную правовую и финансовую независимость. Капитал корпорации формируют 178 стран-членов корпорации. Они же совместно определяют ее политику.
Миссия Международной финансовой корпорации – привлечение иностранных инвестиций в частный сектор стран с переходной экономикой, что способствует снижению уровня бедности и улучшению условий жизни людей. IFC финансирует проекты в частном секторе на развивающихся рынках, мобилизует капитал на международных финансовых рынках, помогает клиентам повысить социальные и экологические стандарты на предприятиях и оказывает техническое содействие правительствам и частным компаниям. С момента своего создания в 1956 году по 30 июня 2005 года IFC инвестировала более $49 миллиардов собственных средств и привлекла еще $24 миллиарда в виде синдицированных кредитов для финансирования 3 319 компаний в 140 странах.
Россия стала акционером и членом IFC в 1993 году. С тех пор IFC инвестировала в России более $2,4 миллиардов, в том числе около $246 миллионов в виде синдицированных кредитов, в более чем 110 проектов в различных отраслях экономики страны. Только в 2005 финансовом году (1 июля 2004 – 30 июня 2005 года) IFC инвестировала в России $832 миллиона. По состоянию на начало 2005 финансового года (1 июля 2005), инвестиционный портфель IFC в России составил $1,7 миллиарда. В настоящее время Россия — первая в мире страна по размеру инвестиционного портфеля IFC. В России IFC инвестирует во многие важнейшие отрасли: банковский сектор, лизинг, ипотека, горнодобывающая, пищевая, целлюлозно-бумажная, нефте- и газодобывающая промышленность, инфраструктурные проекты, производство строительных материалов, телекоммуникации, информационные технологии, розничная торговля и здравоохранение.
Источник: www.woodbusiness.ru