Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Министр Э.С. Набиуллина выступила на «Правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания с докладом на тему «Улучшение инвестиционного климата и предоставление государственных услуг в субъектах РФ»

Министр Э.С. Набиуллина выступила на «Правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания с докладом на тему «Улучшение инвестиционного климата и предоставление государственных услуг в субъектах РФ»
29.11.2011
Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной на «Правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания, 29 ноября 2011 г.

Уважаемые члены Совета Федерации!

Сегодня уже можно начинать подводить итоги 2011 года, и они, как минимум, не разочаровывают. К концу года мы подходим с самыми низкими показателями инфляции за новейшую историю России – всего около 7%. По нашим прогнозам экономический рост составит 4,2%. Рост промышленного производства - 4,7%. Это признаки стабильности, которая очень важна сейчас, в условиях возросшей неопределенности в мировой экономике.

Инвестиции по итогам 2011 года вырастут на 6%, таким образом, доля инвестиций в ВВП составит чуть более 20% (20,6%). Надо отдавать себе отчет в том, что этот уровень недостаточен для реализации задач по модернизации и диверсификации нашей экономики. От того, в какие сроки мы сумеем избавиться от зависимости от высоких цен на нефть, перестанем рассчитывать на незагруженные производственные мощности и инфраструктуру, созданные еще в советские времена, от этого напрямую зависит наша способность противостоять последствиям мирового экономического кризиса, и буквально благосостояние нашей страны в ближайшие годы.

Решение стоящих перед страной задач, требует масштабного роста инвестиций.
Мы должны обеспечить не менее 25 млн. рабочих мест нового качества за 20 лет, повысить производительность труда на 30% за 5 лет. Для этого нужно довести уровень инвестиций до 25% ВВП к 2015 и далее до 30% .

Доля госсектора в общем объеме инвестиций сейчас составляет около 40% (бюджетные – 15%). И значительного роста за счет государственных вложений мы обеспечить не можем. Увеличение чисто государственных инвестиций невозможно без увеличения налогов. А мы не должны повышать налоги. Рост за счет инфраструктурных компаний ограничен тарифами и недостаточной эффективностью таких инвестиций.

Это означает, что основной упор мы должны сделать на обеспечении роста частных инвестиций, что возможно только при кардинальном улучшении делового климата.

Существенное улучшение делового климата не произойдет быстро. И хотя за этот год нам удалось сделать немало, и у нас есть конкретные результаты, но системный эффект зависит от скоординированной политики на федеральном уровне и в регионах.

Если говорить о федеральном уровне, то с июня этого года реализуется план мероприятий по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. План предусматривает реализацию 35 мероприятий по 10 направлениям. Важно, что План был подготовлен нами исходя из проблем, которые обозначил бизнес и на основе лучших мировых стандартов.

Мы уже приняли ряд важнейших законодательных шагов, касающихся таких острых для бизнеса тем, как таможенное администрирование и подключение к инфраструктуре.

Принят ряд мер по упрощению процедур в строительной отрасли и развитию негосударственной строительной экспертизы.

Облегчен налоговый режим для отдельных категорий предпринимателей.
Снижение административных барьеров остается одной из важнейших составляющих политики по улучшению инвестиционного климата. Минэкономразвития был создан институт оценки регулирующего воздействия: бизнес дает свою оценку проектам нормативно-правовых актов. Только в течение 2011 года оценка регулирующего воздействия остановила принятие более 190 нормативных правовых актов, которые бы негативно сказались на условиях ведения бизнеса.

Другой аспект снижения административных барьеров – повышение качества и прозрачности государственных услуг. Принят разработанный Минэкономразвития закон «О государственных услугах», устанавливающий регламентацию госуслуг, стандарты их доступности.

С 1 октября вступила в силу одна из важнейших норм этого закона – при оказании государственных услуг федеральные ведомства не имеют права требовать у заявителей документы, уже находящиеся в распоряжении государства.

Сегодня Вы одобрили закон, заметно расширяющий возможности досудебного обжалования действий чиновников в отношении бизнеса.

Кроме того, строго регламентированы плановые проверки бизнеса и их количество уменьшено на 1/4, почти в два раза сокращено число лицензируемых видов деятельности, а 30 видов предпринимательской деятельности переведены на уведомительный порядок.

Для содействия в привлечении иностранных инвестиций в 2011 году создан Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ).
Основная идея РФПИ – привлечь иностранных инвесторов в Россию за счет разделения рисков и реализации принципа софинансирования в проекты совместно с государством. С помощью Фонда мы хотим привлечь в первую очередь тех инвесторов, кто ещё не инвестирует в Россию и в те сектора, которые являются приоритетными с точки зрения модернизации экономики.

В целях защиты прав инвесторов создан институт уполномоченного по решению проблем инвесторов. Уполномоченным назначен Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. Минэкономразвития осуществляет функции рабочего органа омбудсмена.

Для повышения эффективности защиты бизнеса решением Президента назначены уполномоченные по защите прав предпринимателей в каждом федеральном округе, на уровне заместителя полномочного представителя Президента РФ.

Для содействия развитию новых бизнесов было создано Агентство стратегических инициатив. Принцип работы агентства: сопровождение реализации конкретных проектов и дальнейшее устранение выявленных в ходе их реализации системных ограничений для бизнеса.

Также начало работу Агентство по страхованию экспортных кредитов. Поддержка несырьевого экспорта сделает более привлекательными инвестиции в сектора с высокой добавленной стоимостью.

Чуть подробнее о принятых мерах:
1. В части совершенствования таможенного администрирования.
В развитие норм Таможенного кодекса принят прогрессивный федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В соответствии с законом снижается стоимость и время таможенного оформления товаров.
- с 14-ти до 7 сокращён перечень документов для выпуска несырьевых товаров, и с 20-ти до 4-х часов сокращен срок их выпуска;
В целях развития инновационной деятельности упрощён порядок оформления научных и коммерческих образцов. Более детально прописаны процедуры продления сроков таможенного оформления.
Надо сказать, что мы пока получаем много нареканий относительно того, что закон не исполняется на практике. Совместно с бизнесом мы намерены вести мониторинг, работать над тем, чтобы он применялся в полном объеме.

2. В части упрощения строительных процедур принят закон, в соответствии с которым будет развиваться негосударственная экспертиза. До 60-ти дней сокращается срок проведения экспертизы. Отменена обязательная техническая инвентаризация (БТИ) при новом строительстве. Это позволит сократить до 90-та дней сроки ввода объектов в эксплуатацию. Внедряется возможность отслеживания заявителем прохождения своего документа в системе электронного документооборота.

Помимо этого:
- с 1.01.2012 г. заключение негосэкспертизы будет достаточным основанием для получения разрешения на строительство, а срок экспертизы сократится с 90 до 60-ти дней (внесены поправки в ГСК РФ);
Отдельного внимания заслуживает опыт по сокращению барьеров в этой сфере и на региональном уровне. Так, в 2011 г. Правительство г. Москвы приняло ряд мер, которые позволили при строительстве объекта капитального строительства сократить количество процедур (с 53 до 18), уменьшить общий срок прохождения процедур (с 540 до 124-х дней), сократить стоимость процедур. Это пример, показывающий, что ресурсы улучшения ситуации часто есть именно на региональном уровне.

3. Для снижения затрат, исключения злоупотреблений со стороны коммунальных и энергетических предприятий, Правительством Российской Федерации регламентированы условия подключения к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, в первую очередь для малых и средних предприятий. Примерно в 2 раза сокращается стоимость подключения (за счёт введения запрета на включение в стоимость технологического присоединения инвестиционной составляющей на развитие сетей). Созданы механизмы защиты малого бизнеса от злоупотреблений со стороны сетевых и сбытовых компаний.

4. В части налогообложения:
С 1 января 2011 года снижается налоговая нагрузка исходя из приоритетов социально-экономического развития. В том числе:
– освобождены от налогообложения прибыли образовательных и медицинских организаций;
– освобождены от налога на прибыль доходы организаций от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также акций российских компаний высокотехнологичных секторов экономики при условии срока владения такими бумагами более 5 лет;
– установлены льготные ставки страховых взносов для ИТ – компаний, резидентов технико-внедренческой особых экономических зон и инновационных компаний, создаваемых при ВУЗах, высокотехнологичных компаний, а также для плательщиков упрощенной системы налогообложения, осуществляющих деятельность в социальной и производственной сферах;
– установлены правила контроля за трансфертными ценами и создан институт консолидированного налогоплательщика;
Также принят ряд мер, упрощающих налоговую отчетность для налогоплательщиков. Это часть результатов. Многое предстоит сделать на законодательном уровне. И главное – в применении.
Региональный аспект:
Принимаемые на федеральном уровне меры по институциональному и законодательному обеспечению деятельности инвесторов - это только рамочные условия для ведения бизнеса. Ключевая роль в работе по улучшению инвестиционного климата принадлежит субъектам Российской Федерации.

Как показывают результаты работы в рамках деятельности омбудсмена по решению проблем инвесторов, значительная часть проблем инвесторов связано с барьерами на местном уровне.
Не более 10% регионов оцениваются инвесторами как регионы, создающие комфортную, дружественную среду для инвестора.

При этом можно констатировать, что те регионы, где проводится активная политика по созданию комфортной бизнес среды, добились существенного прогресса в привлечении инвестиций. Например, Калужская область за последние несколько лет вышла в лидеры по объему привлеченных иностранных инвестиций на душу населения среди несырьевых регионов.

По данным рейтинга Минэкономразвития России, среди лучших регионов: Липецкая область, г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Новгородская область.
Инвестиционный успех региона – следствие активной политики властей, своевременная реакция на проблемы бизнеса, маркетинг региона и др.
Вместе с тем, мы становились свидетелями и таких событий, когда региональные власти, привлекая новых инвесторов, оказывались в результате не готовы сопровождать проекты. Инвесторы были разочарованы качеством партнерства с государством, и отказывались от проектов. Надо понимать, что такие обманутые ожидания сказываются на рейтингах инвестиционной привлекательности даже хуже, чем вообще отсутствие инвестиционной политики в регионе.
Улучшение бизнес среды находится в серьезной зависимости от выработки единых стандартов работы с инвесторами по всей стране. Поэтому сейчас крайне остро стоит вопрос слаженной работы между федеральным и региональным уровнями власти.

Что делается:
1) «Деловой Россией» разработана Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, в которой содержится 7 ключевых мер, способствующих созданию благоприятной административной среды и упрощению процедур реализации инвестиционных проектов. Модельная программа была разработана на основе анализа лучших практик субъектов Российской Федерации.

Минэкономразвития рекомендовало регионам применять модельную программу в качестве методики при разработке региональных программ улучшения инвестиционного климата.

Но эта модельная программа не учитывалась в большинстве регионов. Часто субъектовые программы носили декларативный характер.

А конкретные, реализуемые программы подготовили в основном регионы, уже имеющие более высокие показатели инвестиционной активности.
2) Для того, чтобы выровнять ситуацию, дать регионам удобный, работающий инструмент в ноябре 2011 года Агентством стратегических инициатив разработан проект «Стандарта деятельности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». В основу Стандарта была положена Модельная программа и опыт её практического применения.

После утверждения стандарта Наблюдательным советом, под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, АСИ планирует организовать его пилотное применение в субъектах Российской Федерации, имеющих одни из наилучших показателей по развитию инвестиционного климата. Мы надеемся, что к исполнению стандарта присоединятся и другие регионы.

Создан специальный механизм поощрения за развитие инвестклимата для регионов. Для субъектов Федерации, достигших наилучших показателей в увеличении поступлений собственных доходов за счёт развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций. Запланированный объём грантов в 2012 году – 10 млрд. рублей. Ежегодно, на основании ряда показателей планируется отбирать 20 лучших субъектов Российской Федерации, а максимальный размер субсидии на один регион до 2 млрд. рублей.

Россия занимает не самые высокие позиции в международных рейтингах деловой активности. И во многом, это определяется спецификой рейтингов, замеряющих «среднее значение». Эти рейтинги не показывают существенные различия в развитии бизнес среды в субъектах Федерации. Но наши лучшие регионы должны быть заметны для инвесторов, некоторые регионы действительно могут конкурировать со странами, имеющими куда более высокие оценки инвестиционной привлекательности. Для этого необходимо разработка нового типа рейтинга, которая позволит иностранным инвесторам сравнивать отдельные российские регионы с иностранными государствами.

Для оценки условий ведения бизнеса в регионах нами достигнута договоренность с ЕБРР о проведении таких оценок в субъектах Федерации.
Результаты позволят сформулировать рекомендации по тому, где должны быть сконцентрированы дополнительные усилия властей в каждом из субъектов Российской Федерации.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
КРЫМ. СТРОЙИНДУСТРИЯ. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"