Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Установка приборов учёта всех поставляемых в дом энергоресурсов

03.03.2011
Одной из самых обсуждаемых тем последнего времени стала тема обязательной установки в доме приборов учёта всех поставляемых энергоресурсов. Ситуация с реализацией крайне плохая.
Согласно пункта 5, статьи 13, федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " (далее №261-ФЗ) «До 1 января 2012 года … собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.»
Рассматривается даже вопрос повышения стоимости воды и газа для потребителей в квартирах, в которых на будут установлены счетчики.
«Тем собственникам, у кого не будет счетчиков воды и газа, нужно готовиться к мощному повышению тарифов на услуги ЖКХ. Так, граждане, не установившие счетчики на газ и воду, будут платить с января 2012 года на 20% больше за услуги ЖКХ, а с 2013 года — на 40%,» - сообщил заместитель министра регионального развития РФ Анатолий Попов.

1. Но должны ли это делать собственник помещений в МКД за свой счёт единовременно? Ответ неоднозначен!!! (Приложение 1)
Эксперты отмечают, что цель этого нововведения — не провести мероприятия по энергосбережению, а желание решить проблему учета потребления энергоресурсов за счет граждан.
а) В связи с вышеизложенным, особенно удивляет несоответствие дат в п. 5. « До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета…»
и п. 12. «… до 1 января 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета…». Так когда же наступает час «Х»?
Но тогда где же указывается срок установки приборов учёта в МКД, организациями, указанными в п. 9 настоящей статьи и их ответственность?
б) Также п. 12 гласит «…Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета…» О каком лице говорится в этом пункте? Явно не о собственнике помещений в МКД.
Вывод:
1. Установка общедомовых и квартирных приборов учёта обязанность рессурсоснабжающих организаций, а не собственников.
2. Необходимо директивно напомнить этим организациям об ИХ обязанности по осуществлению деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
3. Необходимо срочно внести поправку в п. 12, ст. 13, гл. 3 данного закона о финансовой или административной ответственности данных организаций за несоблюдение положений и сроков данной статьи.
4. Необходимо срочно внести поправку в ст. 13, гл. 3 данного закона с приведением окончательных сроков предоставленных для установки всех необходимых приборов учёта к одному значению. Окончательный срок (см. п. 9 настоящего доклада) – 1 января 2016 года.

2. Экономическая целесообразность установки квартирных приборов учёта за счёт собственников. Спорное утверждение!
Стоимость установки приборов учёта ХВС и ГВС начинается от 2 000 руб./счётчик (в некоторых регионах доходит до 6 000 руб./счётчик). Их техобслуживание стоит ~ 500 рублей/год (в некоторых регионах доходит до 1 500 руб./год). Установка обязательного прибора учёта газа – от 1 500 рублей. Его техобслуживание стоит ~ 300 рублей/год. Приборы учета электрической энергии стоят почти в каждой квартире и частном доме, поэтому пока рассматривать затраты на их установку не будем.
Следовательно, на установку обязательных приборов учета в каждой квартире потребуется единовременно не менее 6 300 рублей, а в некоторых регионах доходит до 17 000 – 20 000 рублей. При этом необходимо учитывать последующие ежегодные затраты на техническое обслуживание установленных приборов учёта. Долговечность отечественных счетчиков на ХВС и ГВС то же невысокая: 3-4 года. Их надо поверять и ремонтировать (Приложение №2). По практике, почти 70% поверяемых приборов, не проходят поверку и требуют замены. Следовательно, через 3-4 года вся финансовая процедура для собственника повторяется. А с поверкой всплывает цена на демонтаж, последующий монтаж и опломбировку водомерного устройства. Следовательно, за 4 года собственник потратит почти 16 000 рублей. При усредненной цене горячей и холодной воды – 55 рублей/куб. метр, это составляет 290 куб. метров воды. При среднем нормативном потреблении 10 куб. метров воды/мес. Этого хватит на 2,5 года. И ради этого такие проблемы для потребителя? Где же экономия для собственника? И это только при установке приборов учёта воды и газа. А главное, в чём экономия для потребителя? Если при установке энергосберегающей лампы, при практически тех же параметрах комфорта, экономится электричество, а следовательно деньги потребителя на его оплату, то при установке приборов учёта, потребитель снижает свои финансовые расходы, не за счёт этих приборов, а за счёт сокращения потребления энергоресурсов, понижая свой уровень комфорта, при этом тратя деньги на эти приборы. Зачем ему это?
Рассмотрим ещё пример:
Расчёт по прибору учета природного газа:
Без счётчика - 1 чел. тратит в год по нормативам ~ 250 куб. газа, оплачивает ~ 875 руб. в год.
Со счётчиком - 1 чел. за те же ~ 250 куб. газа (как показывает практика, один человек тратит 250 куб. газа в год.), оплачивает ~ те же 875 руб. в год. Но теперь + (обслуживание счётчика) = 875+270=1 145 руб. в год.
При этом установка газового счетчика может стоить ещё от 1 500 до 7 500 руб./сч.
(Данные для расчёта по Приложению №3)
Есть ли смысл собственнику устанавливать приборы учета газа? Может в этом случае необходим реальный механизм быстрой компенсации населению затрат на установку и обслуживание счётчиков.
Если учесть, что в дальнейшем предполагается установка квартирных приборов учёта тепла, то картина становится ещё более безрадостная.
Установка одного счётчика возможна только в квартирах с горизонтальной разводкой отопления, Таких в стране крайне мало. Стоимость одного внутриквартирного немецкого счетчика на тепловую энергию ~ 16 000 руб. при его ресурсе всего 4 года. Он ставится на каждый стояк радиаторов отопления, а обычно, в каждой комнате находится по одному стояку. Следовательно, для миллионов собственников обычных 1-, 2-, 3-комнатных квартир потребуются расходы только на счетчики тепловой энергии в своей квартире от 32 до 64 тыс. руб. А через 4 года их снова придется менять на новые. Аналогичных по соотношению цена/качество отечественных счетчиков, по-видимому, вообще нет, по крайней мере, в Интернете. В общем, на установку всех приборов учета в каждой квартире от собственника потребуется не менее от 40 до 70 тысяч рублей единовременно.
Также необходимо учитывать затраты собственников квартир в МКД на установку обязательных общедомовых приборов учёта (холодную и горячую воду, тепловую энергию на отопление, электроэнергию). Становится явно понятно, что для большинства простых людей это нереальная задача.
Вывод:
1. Снижать потребление энергоресурсов и организовывать учёт их потребления - НЕОБХОДИМО!!!! Но не за счёт потребителя!
2. Для правильного учёта расхода энергоносителей достаточно обязательной установки отечественных и только общедомовых приборов учета на коммунальные услуги (холодную и горячую воду, тепловую энергию на отопление) и приведения величин нормативов потребления в соответствие с действующим законодательством РФ и с данными этих приборов учета. Установку квартирных приборов учёта в необорудованных ими квартирах, устанавливать только по желанию собственников, ведя соответствующую пропаганду.
Внести изменения в соответствующие пункты статьи 13, Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, которые предусмотрели бы установку индивидуальных приборов учёта по желанию собственника, а не как его обязанность.
а) В п. 5 данной статьи из второго предложения исключить: «…а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.»
б) В п. 9. данной статьи из пятого предложения исключить: " … или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый … с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме …»
г) В п. 9. данной статьи второе предложение «Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют», дополнить: «в том числе и собственникам помещений в многоквартирных домах при их желании установки индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.»

3. Дискредитация идей самими ресурсоснабжающими организациями.
Практика по регионам показала, что хорошо бы на ГВС ставить и температурный счетчик (вода считается горячей с температуры не ниже +50 и не выше +70 градусов (согласно санитарным нормам и правилам СНиП 2.08-01-89 "Жилые здания"). Изучение ситуации на местах показывает, что практически все поставщики горячей воды, грешат явным занижением её температуры. Следовательно, потребитель вынужден использовать её в больших количествах при смешении с холодной водой, для получения необходимой температуры используемой воды. Разница цены горячей и холодной воды в 4-8 раз. Вся экономия выливается через кран. Данная ситуация также является явным дискредитирующим фактором.
Опять же к вопросу к поставщикам горячей воды об энергосбережении. Потребление объёма горячей воды в этом случае растёт, кол-во энергоресурсов на её добычу, подготовку, нагрев, доставку к потребителю растёт. Так где же работы рессурсоснабжающих организаций по энергосбережению? Видно только получение необоснованных прибылей.
Понятно, что одна из целей — заставить людей за свой счет поставить приборы учёта. Между тем мировая практика показывает, что счетчики устанавливаются за счет компаний-поставщиков услуги, либо специализированных компаний, которые занимаются исключительно учетом потребления.
Установкой приборов учета должны заниматься не только ресурсоснабжающие организации. Необходимо, чтобы приборы учёта могли также устанавливаться специализированными организациями, которые занимаются не только учетом потребления коммунальных ресурсов с целью их сбережения в интересах государства и его граждан, но и установкой приборов учета и их обслуживанием. Необходимо стимулировать создание таких организаций. Ими в частности, могут быть строительные организации, имеющие необходимые допуски к работам, большие финансовые ресурсы и желание заработать на обслуживании приборов учёта и других работах с этим связанным.
Вывод:
1. Необходимо вводить «драконовские» санкции к подобным поставщикам. Эти санкции должны предусматривать значительные компенсации СОБСТВЕНИКАМ, установившим приборы учёта, а не штрафы в пользу государства. Они должны быть столь не выгодны поставщикам, чтобы было выгоднее поставлять воду необходимой температуры, проводя мероприятия по энергосбережению, чем выплачивать компенсации собственникам. Защ. прав потребителя?
а) Необходимо внести изменения в п. 5, ст. II, Приложения №1 к Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, в графу «Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества» и предусмотреть следующее «за каждые 3 град. C снижения температуры свыше допустимых отклонений размер оплаты снижается на 0,5 процента (было 0,1 процент) за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения». А также «…при неоднократном в течение месяца (более 3-х раз) снижении температуры горячей воды ниже 50 град. C, оплата потребленной воды в этом и следующем за этим месяцем производится по тарифу за холодную воду».
2. Необходимо заинтересовывать управляющие, эксплуатирующие, специализированые компании вкладывать деньги в приборы учёта также через введение норм в законодательство об увеличении минимального срока договора на обслуживание МКД минимум до 5-ти лет при условии принятия ими обязательств по установке приборов учёта. Для этого:
а) Необходимо дополнить п. 3 ст.162 ЖК РФ следующим пунктом:
«5) Обязательства в течение одного календарного года установить общедомовые, индивидуальные, и общие (для коммунальной квартиры) приборы учета используемых, воды, природного газа, электрической энергии. При этом заключается Договор с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, регулирующий условия такой установки, который должен содержать условие об оплате цены, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.»
б) Необходимо дополнить п. 5 ст.162 ЖК РФ следующим:
«В случае принятие управляющей организацией условий, указанных в ч. 5, п. 3, ст. 162 настоящего закона, срок действия договора управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем на пять лет, независимо от способа отбора или выбора данной организации, обусловленном в данном разделе закона».
в) Необходимо дополнить п.п. 8.1. и 8.2. ст.162 ЖК РФ следующим:
«При расторжении договора управления многоквартирным домом и при условии заключённого договора указанного в ч. 5, п. 3, ст. 162 настоящего закона, условия этого договора, остаётся в силе, до выполнения сторонами всех своих обязательств по этому договору».
г) Необходимо внести соответствующие изменения в другие законодательные акты, регламентирующие данные действия.

4. Проблема учёта воды, используемой содержания общего имущества
Необходимо вычленить используемую управляющими организациями МКД, воду для содержания общего имущества. Вода нужна и для мытья подъездов, и для промывки инженерных систем дома и т.д. – однако в счетчик она не попадает. А как учитывать и оплачивать эту воду?
Расходы по этим позициям заложены в ставку технического обслуживания. На сегодняшний день предусмотрена схема, регламентирующая, что на технические нужды тратится от 1 до 5% от общего потребления воды. Но сколько на самом деле? Это анахронизм.
Вывод:
В сегодняшней ситуации необходимо обязать управляющие организации предусмотреть инженерное решение потребления ими технической воды через отдельный прибор учёта. Оплату производить по показаниям этого прибора учёта.

5. Отсутствие необходимой формулы расчёта
Не существует формулы расчёта размера оплаты управляющей организацией за коммунальные услуги, при условии отсутствии коллективных (общедомовых), и частичном оборудовании жилого фонда индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета. А значит, управляющие компании оплачивают потребление по нормативу для всего дома, а с населения вынуждены брать плату по внутриквартирным счетчикам.
Вывод:
Необходимо ст. 19, части III, Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, дополнить следующим:
«При отсутствии коллективных (общедомовых), и оборудовании жилого фонда частично индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы, определяется сложением платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета по их показаниям и платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном указанными приборами учета, согласно п. 19 части III, данного постановления».

6. Несовершенство законодательства
Абсурдная формула расчёта размера оплаты за воду в помещениях с установленными счётчиками, утверждена в Приложении №2 к Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.
Данные о потреблении жильцами многоквартирного дома газа, тепла и воды фиксируются общедомовыми приборами учета. УК рассчитываются с поставщиками исходя из этих цифр. На практике стоимость поставленных в дом ресурсов, как правило, оказывается больше суммы оплаты, произведенной гражданами, имеющим индивидуальные приборы учета, и гражданами, оплачивающими ресурсы по нормативу.
В соответствии с параграфом III Постановления №307, разница между фактической стоимостью ресурсов, поставленных в многоквартирный дом, и реальной оплатой пользователями компенсируется за счет лиц, установившие индивидуальные приборы учета (Приложение №4). То есть, сосед, не имеющий счетчика и платящий "по нормативу", перекладывает свой перерасход воды на остальных жильцов, установивших приборы учёта. Причем сам он за эти излишки начислений не получает.
С 2009 г. постановление действовало в части поставки холодной воды. Теперь лица, имеющие индивидуальные приборы учета, рассчитаются за себя и «бесприборных» соседей также за недоплату и по горячему водоснабжению.
По оценке специалистов данная правовая коллизия на практике дискредитирует саму идею приобретения гражданами индивидуальных приборов учета.
Вывод: Ранее постановление №307 порой не вводилось в действие в городах полностью, именно потому, что все ожидали от федерального правительства его изменения или издания более совершенного нормативного акта. Проект альтернативного постановления существует, однако не утвержден. Необходимо срочно утверждать эти поправки.

7. Небалансы при учете воды:
Внедрение водосчетчиков, для учета водопроводной воды, потребляемой в МКД, привело к появлению проблем с ведением расчетов по показаниям этих приборов. В соответствии с ПП №307 расчет собственников с водоснабжающей организацией за потребленные ресурсы проводится на основании показаний квартирных водосчетчиков (если они установлены) или нормативов водопотребления (если счетчики не установлены).
В результате применения этой методики расчетов выяснилось, что месячное потребление воды по общедомовому прибору учета воды в большинстве случаев превышает сумму показаний квартирных водосчетчиков и объемов по нормативам потребления. Расхождение в ряде случаев достигает десятков процентов даже при установке водосчетчиков во всех квартирах. Такая ситуация приводит к появлению в расчетах между управляющей организацией и потребителем воды «тринадцатой квитанции», которая выставляется собственникам раз в год и компенсирует затраты управляющей организации по компенсации небаланса объемов воды. Почему это происходит указано в Приложении №5.
Но никто не гарантирует, что в эту «тринадцатую квитанцию» ресурсоснабжающая организация не включает и свои потери при транспортировке воды до потребителя, не занимаясь мероприятиями по сбережению.
С каждым годом эта проблема становится всё более актуальной и может свести на нет всю работу и экономическую составляющую программы установки собственниками приборов учета воды, привести к полной дискредитации этой программы.
Вывод: Причины небалансов, выводы и рекомендации даны в приложении №5.
Что делать?

8. Рассматривается вопрос повышения стоимости воды и газа для потребителей без приборов учёта.
Но, во-первых, почему именно собственники будут отвечать за это. Смотри начало доклада и Приложение №1.
Во-вторых, любое решение чиновников, даже органа государственной власти, Правительства РФ должно быть основано, прежде всего, на Законе: Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ) и Жилищном кодексе РФ. Новые Правила предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг гражданам (далее «Правила»), если они будут готовиться к принятию, не должны противоречить действующему законодательству РФ: статьям 426, 539-547 ГК РФ, статье 157 ЖК РФ и Правилам № 306, № 491. А они будут явно им противоречить. Вынужден констатировать, что и ФЗ-№261, в некоторых своих статьях, законодательно некорректен. (см. Приложение №6)
К сожалению, если это произойдёт, они уже будут утверждены не с целью защиты прав потребителей, как Правила № 307, от монополистов типа «Теплосетей», «Водоканалов», а с целью выполнения закона об энергосбережении.
В-третьих, понятно, что в миллионах квартир, у миллионов людей, не смогут установить до 01.01.2012 счетчики в квартирах и общедомовые счетчики в подвалах домов. Это очень дорого, непросто, да и вообще нереально. Поэтому последующие за этим незаконные переплаты миллионов этих людей за услуги ЖКХ (на 20% или на 40%) будут неосновательным обогащением ресурсоснабжающих организаций, которые и не спешат выполнять возложенные на них обязательства по установке этих приборов учёта, согласно данного же закона.
То есть эти «Правила» будут не только не защищать потребителей, а напротив, будут нарушать их права и законные интересы, увеличивая доходы монополистов.
Вывод: Воздействие на якобы «несознательных» собственников, через персональное изменение тарифов для них, согласно действующего законодательства, ПРОТИВОЗАКОННО. Не говоря о социальном протесте со стороны граждан.
Кстати: На каком основании будут брать большую плату с собственника, не установившего приборы учёта, если дом рассчитывается перед ресурсоснабжающей организацией по общедомовому счетчику? Как управляющие организации будут учитывать излишки денежных средств, поступивших от граждан в этой ситуации?

9. Пора вводить мораторий на рост тарифов ЖКХ. Заставить энергоснабжающие организации регулировать свою прибыль за счёт модернизации и энергосбережения на своём этапе.
Президент России Дмитрий Медведев в Набережных Челнах ещё 26.10.2006 г. очень точно сказал: первое, о чем говорят люди, это о росте расходов на ЖКХ и их непрозрачности.
Установка приборов учета и различные мероприятия в связи с этой установкой должны привести к энергосбережению, но не должны при этом вызвать необоснованный рост доходов ресурсоснабжающих организаций за счет незаконного увеличения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Давайте разберёмся в ситуации. Сберегают энергопотери (а речь может идти только о них) не приборы учета, а новые технологические внедрения и качественный ремонт существующего хозяйства.
Если не устранить существующие потери тепла на трассах и стояках, утечки воды в трубах, воровство электроэнергии, то все равно все издержки УК и энергомонополисты будут предъявлять и уже предъявляют для оплаты жильцам. (Сейчас в Архангельске, помимо счетов за электроэнергию по счетчикам, приходят счета за "общедомовое и уличное придомовое освещение", которые порой больше счетов по счетчикам.) Идёт прямое, незаконное покрытие местными энергетиками своих потерь, связанных с установками собственниками в своих домах приборов учёта.
Поставят люди счетчики, убедятся, что воды на самом деле потребляли меньше в 2-3 раза, чем платили за нее десятки лет, но потери энергоресурсов нерадивыми поставщиками, не уменьшить одними приборами учета. Потери останутся, а их надо списать. Ну и конечно не на поставщиков же. Счетчики покажут, что люди потребляют меньше, поэтому, чтобы списать потери, будут подниматься тарифы, либо придумываться «дополнительные обязательные платежи».
Никто из тех, кто обязан выполнять мероприятия по энергосбережению (имею в виду энергопоставляющие компании), пока не собираются бороться с потерями, утечками и просто с ветхостью, Минрегион не предлагает заставить их «силовыми» методами, как в случае с собственниками не установившими приборы учёта, устранить ветхость и утечки с потерями, здесь ведь работать надо и с затратами, а повысить тарифы и заставить поставить, по уже приготовленным контрактам, приборы учета, здесь можно обойтись и подписями на бумаге. А ведь если принять законодательное решение об обязательстве для энергоснабжающей организации утвердить программу реальных действий по энергосбережению на следующий год, а в случае не выполнения, о понижении тарифа в разы, может получиться реальный эффект.
А ведь для начала можно просто провести обычные работы по устранению потерь.
Возьмём всё тот же Архангельск. В одном из микрорайонов более 5 лет стоит «голая» теплотрасса. Мэрия неоднократно обещала "заставить» утеплить её соответствующую структуру. Но так ничего и не произошло. Почти из каждого подвала многоэтажек нашей страны несется из подвальных окон облака паров, журчание и теплая затхлость утечек. Ресурсоснабжающие и управляющие организации должны устранять это. А воз и ныне там. В Архангельске в центре города и по окраинам естественно, ряд колонок водоснабжения (в центре у многих домов нет водоснабжения и канализации) открыты зимой круглые сутки, чтобы не было их замерзания. Зачем их утеплять, их просто не закрывают. Это местная традиция в областном центре, ей десятилетия. Какой прибор учета поставят и кому предъявят расходы пока секрет. У нас вся страна шита белыми нитками старых котельных, теплотрасс с проржавевшими, неизолированными трубами, старых ТЭЦ (в Рубцовске еще работают котлы, полученные по ленд - лизу). Такая котельная стоит в бывшем, брошенном военными, военном городке, под Архангельском.
Думаю, что предпочтительно проводить замену котельной, теплотрассы со всеми остальными коммуникациями, трасс подвода воды, чем затрачивать усилия только на установку приборов учёта. В этом случае эффект обязательно будет.
Вот и получается "нанозначительная модернизация" с приборами контроля на ветхие коммуникации ЖКХ.
(использованы материалы сайта http://mailpresident.ru и опросов Института проблем реформирования ЖКХ).
Вывод:
Необходимо принять законодательное решение об обязательстве для энергоснабжающей организации утвердить программу реальных действий по энергосбережению на следующий год, а в случае не выполнения, о понижении тарифа в разы.

10. Отсутствие у малого бизнеса в регионах желания и возможностей вкладывать финансовые ресурсы в модернизацию энергоснабжения, в частности в установку приборов учёта.
Проводимый мониторинг присутствия малого бизнеса в поставках энергоресурсов показывает, что этот сегмент рынка, особенно в небольших муниципальных образованиях, всё больше заполняется небольшими частным компаниями. Вкладывать свои деньги в мероприятия по модернизацию основных фондов, а следовательно, в энергосбережение они готовы, но не хотят. Одной из причин является отсутствие гарантий возврата вкладываемых денежных средств. И здесь заложена «мина» под программу оснащения приборами учёта за счёт рессурсоснабжающих организаций.
Основной массой договоров присутствия малого бизнеса в этом сегменте, являются договора аренды. Хотя наше законодательство предложило другой, более удобный для всех инструмент – договора концессии. Но по непонятным причинам, администрации явно не хотят подписывать такие договора, хотя это было бы выходом из создавшейся ситуации. Концессионные соглашения, в отличие от применяемых сегодня договоров аренды, впрямую предусматривают обязанность концессионера проводить мероприятия по модернизации, при этом гарантируют ему возмещение этих расходов. Не изменило ситуации и распоряжение Правительства РФ 2 февраля 2010 г. N 102-р. В нём конкретно указана схема перехода на концессионные соглашения. Но, обязательств для руководства муниципальных образований, там нет. Также и местные тарифные комитеты не торопятся утверждать тарифы с включёнными в них «инвестиционными составляющими». Имея обычно перед собой как основную, задачу недопущения роста тарифов выше определённых руководством страны, и заявляя о том, что они де вырабатывают рекомендации по оптимизации схемы взаимоотношений при привлечении инвестиционных ресурсов, тарифные комитеты на практике нашли простейший, но самый не грамотный выход – выведение из тарифа «инвестиционной составляющей». К чему это приводит, мы уже знаем.
Существует много причин для такого положения вещей, но без скорейшего разрешения этих несостыковок, никакие программы действовать не будут.
Вывод:
1. Необходимо срочно разработать законодательный механизм вменения руководствам муниципальных образований обязательств по скорейшему переходу на договора концессии при передаче в управление рессурсоснабжающих мощностей.
2. Законодательно ввести ответственность руководства тарифных комитетов всех уровней за необоснованный отказ утверждать тарифы с включёнными в них «инвестиционными составляющими» и обязать их делать это.

11. Парадокс математики
На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация. По непроверенным данным производственные мощности заводов страны по производству квартирных приборов учёта воды позволяют выпускать до 10-15 млн. приборов в год. Какое-то, соразмерное с этими объёмами, количество завозится из-за рубежа. Разве этого хватит?
Ориентировочно только в Самарской области в квартирах собственников должно быть поставлено ещё около 8 миллионов приборов учета. С учётом того, что в состав Российской Федерации входит 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа, и в связи с требованием 261-ФЗ установить во все квартиры приборы учёта воды до 01.01.12. потребность в этих приборах будет исчисляться сотнями миллионов.
Учитывая, что установка этих приборов началась несколько лет назад, подошёл срок поверки достаточно большого количества уже установленных приборов. Большая их часть потребует замены. Это приведёт потребности к дополнительному количеству новых приборов.
Также, проведённый специалистами мониторинг проектов домов старой застройки и технического состояния квартирных труб подачи воды, показывает, что установка приборов учёта сопряжена с техническими проблемами (ветхое состояние труб, отсутствие технической зоны для установки приборов, несовпадение диаметров труб с техническими требованиями по выпускаемым сегодня приборам, зашлакованность труб, несоответствие параметров воды необходимым нормам для приборов, а как следствие их выход в период гарантийного срока и необходимость замены и т.д.). Вследствие этого, происходит отвлечение специалистов на работы по ремонту, замене, проведению работ по подготовке приборов к поверке.
Учитывая всё вышеизложенное, а также большие финансовые и трудозатраты на работы по монтажу и поверке, напрашивается вывод о невозможности провести необходимый объём работ в этом году.
Вывод: Необходимо убрать требование установить общедомовые приборы учета к 2012 году, растянув установку еще на 5-7 лет.
Необходимо срочно внести поправку в ст. 13, гл. 3 данного закона с приведением окончательных сроков предоставленных для установки всех необходимых приборов учёта – 1 января 2016 года.

Только комплексный подход, к проблемам энергосбережения может привести к весомым результатам. Приборы учёта - важная, но не самая основная задача сегодняшнего дня.

Член НЭС при РГ Совета Федерации по мониторингу практики применения 261-ФЗ
Вице-президент "Ассоциации малых предприятий ЖКХ"
Лебедев Максим Викторович

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
КРЫМ. СТРОЙИНДУСТРИЯ. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"