Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Опыт применения автоматизированных систем учета и диспетчерского управления потреблением энергоресурсов в ЖКХ Челябинской области: реалии, проблемы и перспективы

03.03.2011
В Челябинской области работе по энергосбережению всегда уделялось большое значение. Ещё в 1996 году раньше Федерального был принят областной закон об энергосбережении. Сегодня в этом направлении проводится целенаправленная работа в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ и областным планом мероприятий по энергосбережению.
Что сегодня сделано:
1. Постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2009 г. №342-П утверждена областная целевая программа «Повышения энергетической эффективности экономики Челябинской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2010 – 2020 годы».
2. Во всех 43-х муниципальных образованиях области разработаны и приняты программы по энергосбережению.
3. Разработаны программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в 4750 бюджетных организациях и 319 организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
4. Ведутся работы по оснащению зданий, строений и сооружений приборами учета энергетических ресурсов. Так, в бюджетных организациях доля установленных приборов учета составляет около 90% из общего количества около 14 тыс. шт. Оснащение приборами учета жилых домов составляет на сегодняшний день около 30% от требуемого количества около 82 тыс. шт.
Реализация расчетов по приборам учета требует значительных финансовых затрат, причем не только на установку самих приборов, но и на их эксплуатацию, которая должна включать в себя периодический сбор данных об объемах потребленных ресурсах, контроль работоспособности и оперативное реагирование на неисправности счетчиков, формирование графиков поверок средств измерений и др. мероприятия. Кроме того, актуальной задачей эксплуатации является регулирование потребления ресурсов и оперативный контроль технологических параметров, например, температур, расходов, давлений теплоносителя, на вводах зданий, измеряемых приборами учета.
Практическое решение указанных задач основывается на внедрении автоматизированных систем учета и диспетчерского управления потреблением энергоресурсов. Работы по созданию подобных автоматизированных систем в Челябинской области ведутся достаточно давно. Так, в частности, специалистами нашей компании был разработан и с 2005 г. внедряется на территории Челябинской области программный комплекс диспетчеризации инженерных систем ЖКХ АСДУ «ПолиТЭР». На сегодняшний день автоматизированные системы диспетчерского контроля и управления потреблением энергоресурсов внедрены в жилых домах г. Челябинска (в Курчатовском, Центральном, Калининском и Советском районах), г. Троицка, г. Копейска, в системах управления наружным освещением г. Челябинска и г. Копейска, а также на насосных станциях Копейского горводоканала. Общее количество узлов диспетчерского контроля составляет более 200.
Эффективность реализованных автоматизированных систем подтверждена практикой. Так, анализ данных теплоснабжения жилых домов с системами регулирования теплоснабжения, подключенных к АСДУ, показывает, что экономия тепловой энергии составляет в среднем около 20%, достигая в отдельные периоды 40%. Анализ данных водоснабжения на примере 5-ти этажного жилого дома (140 жителей) показывает, что фактическое потребление холодной воды по данным приборного учета ниже нормативного на 10-15%. Экономия электроэнергии в системах освещения, оснащенных АСДУ, составляет от 10 до 40% в зависимости от типов используемых светильников. При действующих тарифах срок окупаемости подобных автоматизированных систем составляет от 1 до 2 лет.
Однако, несмотря на экономическую эффективность и практическую значимость автоматизированных систем учета и диспетчерского управления в сфере ЖКХ, доля их внедрения в масштабах Челябинской области по нашим оценкам составляет менее 1%. Основная причина сложившейся ситуации очевидна – это ограниченные возможности финансирования (все указанные выше системы внедрялись за счет собственных средств управляющих компаний ЖКХ и муниципальных предприятий).
Принятие Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ открыло новые возможности финансирования энергосберегающих проектов за счет привлечения инвестиций через механизм энергосервисных контрактов. Однако в сфере ЖКХ практическое применение положений закона в части энергосервиса на сегодняшний день встречает серьезные трудности.
Так, согласно п.4, ст.19 ФЗ-261 «в случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным».
Трактовка данного пункта закона неоднозначна. Под действиями собственников, на наш взгляд, здесь необходимо понимать действия, которые надо совершить физически, т.е. впустить в квартиру для выполнения энергосервисных мероприятий. Иначе под действиями собственника можно понимать что угодно, например, оплату. В этом случае заключение энергосервисного договора практически невозможно, потому что всегда будут неплательщики, и, соответственно согласия 100% собственников не будет. Данное обстоятельство является существенным препятствием для реализации энергосервисных договоров в сфере ЖКХ в настоящее время.
В этой связи, на наш взгляд, целесообразно внести в ФЗ-261 поправку, суть которой состоит в том, что согласие собственника многоквартирного жилого дома на заключение энергосервисного договора необходимо только в части использования имущества данного конкретного собственника или проведения работ на имуществе, которое принадлежит этому собственнику. Т.е., например, если для реализации энергосервисных мероприятий в 100 квартирном жилом доме необходимо осуществить работы в 5 квартирах, то от собственников именно этих 5-ти квартир необходимо согласие на заключение энергосервисного договора, а не от собственников всех 100 квартир дома.
Кроме того, согласно этого же п.4, ст.19 закона собственники обязаны передать лицу, ответственному за содержание многоквартирного жилого дома (управляющей компании или ТСЖ), полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора. Т.е. согласно закону требуется, чтобы каждый собственник написал доверенность на управляющую компанию или ТСЖ на заключение энергосервисного договора, что также практически крайне сложно осуществить.
В этой связи нами предлагается внести поправку в закон о том, что если энергосервисный договор не требует согласия никакого собственника многоквартирного жилого дома относительно его имущества, то в этом случае передача каких-либо дополнительных полномочий управляющей компании от собственников не требуется, т.е. управляющая компания вправе самостоятельно заключить энергосервисный договор с энергосервисной компанией, как лицо, управляющее многоквартирным домом.
Внесение указанных выше поправок в Федеральный закон от 23.11.2009г. №261-ФЗ сделает возможным массовый приток частных инвестиций в сферу ЖКХ, что позволит реализовать в ближайшей перспективе широкомасштабное внедрение в многоквартирных жилых домах автоматизированных систем учета и диспетчерского управления потреблением энергоресурсов, а также проведение других энергоэффективных мероприятий, опираясь на предусмотренный Федеральным законом №261-ФЗ механизм энергосервиса.

Шнайдер Д.А.
к.т.н., заместитель руководителя приоритетного направления развития
«Энергосбережение в социальной сфере» Национального исследовательского университета ЮУрГУ,
генеральный директор ООО ИВК «Политех-Центр»


 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
КРЫМ. СТРОЙИНДУСТРИЯ. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"