Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации законодатель- ства в области энергетики, энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности.
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Греть надо дома, а не улицу

Греть надо дома, а не улицу
03.02.2011

Красной нитью через всю дискуссию на заседании президиума Госсовета прошла тема энергоэффективности. Безусловно, это напрямую связано с вступившим год назад в силу Федеральным законом №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван ввести серьезные стимулы для энергосбережения в разных сферах, в том числе и в ЖКХ. Об этой актуальнейшей теме и практике применения названного закона мы беседуем с членом Научно-экспертного совета при Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ Дмитрием ПУЗАНОВЫМ.

- Дмитрий Евгеньевич, в чем, по Вашему мнению, состоит актуальность 261-го закона?

- Тему энергоэффективности только сегодня начали обозначать крупным планом, о чем свидетельствует принятие выше названного закона. Но на самом деле она очень остро стоит перед нами давно, еще со времен Советского Союза. Ведь ситуация такова, что при наличии огромных запасов энергоресурсов, в первую очередь, углеводородов, леса, воды, мы до сих пор не научились как следует экономить и рационально использовать эти богатства. Практически от 30 до 40 процентов той энергии, которую добываем или получаем на тех же гидроэлектростанциях, мы выбрасываем в воздух. И не просто выбрасываем, но еще и загрязняем тем самым окружающую среду. Например, мы работаем с архангельским Центром энергоэффективности, который существует с 1998 года. Центр занялся вопросами энергоэффективности и энергосбережения еще 12 лет назад, став одним из немногих, кто эту тему активно развивал. Он сотрудничает с зарубежными странами, особенно скандинавскими. Сейчас Центр параллельно с этим занимается вопросами экологии, убедительно доказывая, что энергоэффективность и экология – неразрывные понятия. Центр подсчитал, что потенциал экономии энергоресурсов одной только Архангельской области составляет 3,2 миллиона тонн условного топлива в год. А потенциал экономии энергоресурсов в целом по России составляет порядка 280 миллионов тонн условного топлива. Для сравнения – мы сегодня добываем примерно 550 миллионов тонн. То есть примерно половину энергии мы просто выпускаем в воздух.

- А в чем причина такой преступной расточительности?

- Причина в совершенно недостаточной энергоэффективности наших зданий, производств, отсутствии культуры экономии энергоресурсов в любом ее проявлении. Что бы мы ни взяли – тепло, воду, электричество, газ – проблема их экономии сегодня очень актуальна. Я не говорю, что мы можем сэкономить всю ту энергию, которая сейчас тратится без всякой пользы, но 30-40 процентов экономии можно обеспечить даже без героических усилий. Да, для этого нужно проводить определенную работу. И в первую очередь – в сознании людей, чтобы было четкое понимание: ископаемые энергоресурсы не бесконечны.

- Но ведь есть возобновляемые источники энергии?

- Действительно, есть. Но надо помнить, что они значительно дороже традиционных источников энергии. Больше того, та же ветрогенерация сопровождается нежелательными эффектами, например, при размещении таких установок на земле идет значительная вибрация, животные и птицы покидают подобные места. Не очень большой коэффициент полезного действия у установок, использующих энергию отливов и приливов. Хороша геотермальная энергетика, но этот источник очень специфичен, поскольку выгоден к использованию только в месте его нахождения. Даже использование солнечных батарей сопровождается отрицательным явлением - при производстве для них кремниевых пластин выброс углекислого газа сопоставим с тем, что мы наблюдаем при выработке энергии обычным способом.

- Как Вы, Дмитрий Евгеньевич, оцениваете 261-й Федеральный закон?

- Закон этот очень хороший. Хотя бы тем, что он призван заставить общество бережно подходить к расходованию энергии. Зачем, скажем, в наших подъездах круглые сутки горит свет? Ведь уже есть и широко применяются в зарубежной практике датчики движения – зашел человек в подъезд, свет загорелся, через некоторое время он снова гаснет. А разве трудно поставить на подъездных дверях элементарные доводчики, чтобы не отапливать, особенно зимой, улицу?! А та же элементарная заклейка обычных окон… Все это кажется элементарным, но для того, чтобы сделать для экономии даже простые вещи, у людей нет побудительных мотивов. Сейчас, правда, пытаются через повышение платы за услуги ЖКХ решить и этот вопрос, но этот путь, на мой взгляд, не совсем верный. Да, население надо воспитывать. Однако главный резерв энергоэффективности сегодня находится в работе генерирующих и транспортирующих энергию компаний, а также промышленных предприятий. И здесь очень важна постоянная пропаганда, соответствующая реклама. Результат при целенаправленной работе мы получим, думаю, лет через 5-10.

- Но есть и все шире практикующийся сейчас способ экономии – внедрение водяных счетчиков. Нельзя ли пойти этим путем и в отношении других видов ресурсов?

- К сожалению, наши дома построены таким образом, что подсчитать тепло в отдельно взятой квартире технически возможно, но довольно сложно и дорого. А вот при проектировании и строительстве новых домах можно обеспечить установку счетчиков на каждую квартиру. Относительно водяных счетчиков: уже сегодня назрела необходимость ставить оборудование последнего поколения - импульсные счетчики, которые позволяют, не заходя в квартиру, снимать данные в режиме реального времени. Понятно, что такой постоянный контроль позволяет быстро обнаруживать порывы трубопроводов и с наименьшими издержками устранять аварии.

Одна из главных целей пропаганды энергосбережения – убедить людей в том, что даже дорогостоящие мероприятия (например, установка общедомового счетчика воды), в конечном счете, окупятся сторицей.

- Что еще предписывает новый закон для повышения энергоэффективнрости?

- Согласно закону, на каждое здание должен быть получен энергетический паспорт. Для этого все здания должны пройти обследования. Впоследствии за зданием должны следить, осуществлять инструментальные проверки и, если есть отклонения от норм, будет соответствующее предписание для устранения обнаруженных недостатков. Все правильно и действительно необходимо, но, должен сказать, сейчас возникла проблема получения соответствующих финансовых средств для проведения этих мероприятий. На федеральном уровне они предусмотрены, но слишком неповоротлив механизм их получения на местном уровне. При крайне низкой бюджетной обеспеченности муниципальных образований они должны выполнить ряд работ – провести энергетическое обследование здания, получить на основании этого обследования проект, и только после этого включиться в федеральную программу софинансирования.

- Действительно, ситуация для муниципалитетов - более чем сложная с учетом того, что почти поголовно они дотационные…

- При этом на сегодня для наших муниципальных образований закрыта возможность привлечения иностранных кредитов, поскольку Бюджетный кодекс запрещает получать им кредиты под инвестиционные программы. Если раньше иностранные инвестиционные фонды готовы были давать деньги на пять и более лет под низкие проценты с целью проведения работы по повышению энергоэффективности и, соответственно, улучшения экологического состояния окружающей среды, то сейчас этот ресурс мы использовать не можем.

Все это тревожит еще и по причине большой изношенности наших объектов энергетической инфраструктуры. Достаточно, вспомнить предновогодние катастрофические сбои в работе аэропорта «Домодедово» из-за отключения там электроэнергии. Повалившиеся опоры электропередач наглядно показали плачевное состояние этого хозяйства. Этот и множество других примеров наводят на размышление: куда же ушли деньги, предназначавшиеся для реформы отечественной электроэнергетики? Единую систему разрушили, а лучше от этого не стало.

- Что верно – то верно. Но есть ли положительные примеры в сфере энергоэффективности в нашей российской действительности?

- Возвращаясь к архангельскому Центру, могу сказать, что на сегодняшний день у них реализовано более 40 проектов по энергоэффективности и энергосбережению. Например, они проводят энергетическое обследование объектов социальной инфраструктуры, выясняют причины потерь энергии, составляют соответствующие проекты и выполняют необходимые работы. Кстати, делали это в том числе за счет привлечения средств из скандинавских стран. После реализации проекта объект мониторили с помощью специального измерительного оборудования еще несколько лет. В результате, эффективность мероприятий составила от 18 до 40 процентов.

В плане мониторинга 261-го закона рабочая группа нашего Научно-экспертного совета анализирует правоприменительную практику в регионах страны и готовит предложения по поправкам в этот закон. В целях представления физическим лицам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Членами научно-экспертного совета создан Интернет сайт "Энергетическая стратегия" www.energy2020.ru

- Уже есть какие-то предложения?

- Есть. В частности, мы предлагаем информацию по энергетическому обследованию зданий, проводимому в регионах и муниципалитетах, предоставлять в федеральные органы не в pdf-файлах, которые невозможно ввести в базу и впоследствии работать с ними, а в других стандартных файлах. Это очень важно для тщательного анализа и принятия эффективных решений в сфере энергоэффективности в масштабах страны.

Также мы сейчас ведем переговоры по созданию процессинговой модели 261-го закона. Что это такое? Это – математическая модель закона, которая позволяет понять все его связи с другими законами, а также отраслями, в том числе экологией и энергетической безопасностью нашей страны, что очень важно с учетом большой протяженности России. Такая модель позволит понять – почему не работает то или иное положение закона и внести соответствующие коррективы.

Беседовал Юрий ГОВЕРДОВСКИЙ

ВРЕЗКИ В МАТЕРИАЛ:

- При наличии огромных запасов энергоресурсов, в первую очередь, углеводородов, леса, воды, мы до сих пор не научились как следует экономить и рационально использовать эти богатства.

- Главный резерв энергоэффективности сегодня находится в работе генерирующих и транспортирующих энергию компаний, а также промышленных предприятий.

- При крайне низкой бюджетной обеспеченности муниципальных образований они должны выполнить ряд работ – провести энергетическое обследование здания, получить на основании этого обследования проект, и только после этого включиться в федеральную программу софинансирования.

- Сегодня для наших муниципальных образований закрыта возможность привлечения иностранных кредитов, поскольку Бюджетный кодекс запрещает получать им кредиты под инвестиционные программы.

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
КРЫМ. СТРОЙИНДУСТРИЯ. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"